Традиционные системы прямого контроля давления в шинах основаны на установленных непосредственно внутри покрышек датчиках давления и беспроводных приемопередающих модулях. Высокая стоимость, трудоемкость установки и необходимость менять батарейки в датчиках по мере того, как они разряжаются, создает определенные сложности для автовладельцев.
Заместитель технического директора НПП «Итэлма» Артур Латыпов рассказал проекту Авто Mail об альтернативе традиционному измерению давления в шинах — системе iTPMS. Она позволяет контролировать этот параметр только за счет сочетания сигналов скорости вращения колес и дополнительной логики в системе ESC.
«Система контроля за давлением в шинах (Tire pressure monitoring system — TPMS) несет не просто информационный характер, но и повышает безопасность автомобиля, а также помогает снизить вредное влияние на окружающую среду. Она выполняет оценку давления в шинах или его изменение с течением времени, о чем информирует водителя во время движения машины.
Характеристики шины связаны с давлением в ней. Тормозной путь и контроль устойчивости требуют поддержания давления в соответствии с указаниями производителя авто. Низкий уровень может привести к перегреву, преждевременному износу и повреждению шины. На скорости это может привести к потере управляемости.
Исследования показывают, что в среднем недостаточное давление в шинах составляет 0,4 Бар, что приводит к увеличению расхода топлива на 2−5% и сокращению срока службы шин на 20%. В течение года новые покрышки могут терять около 5−10% от первоначального давления, поэтому важно регулярно его контролировать. Эту процедуру облегчают системы dTPMS или iTPMS.
dTPMS — система прямого («d» — direct) измерения давления в шинах. В каждом колесе установлен датчик давления и температуры воздуха в шине, работающий от элемента питания. Он передает информацию в блок управления TPMS. Там она анализируется и, если давление ниже допустимого, сигнал передается на приборную панель, где загорается контрольная лампа.
iTPMS — система косвенного («i» — indirect) измерения, основанная на программном обеспечении блока управления ESC. Она использует только датчики скорости вращения колес, применяемые в системе ESC. Основываясь на частоте вращения каждого колеса, блок управления рассчитывает его относительный радиус. Если у колеса сниженное давление, оно вращается быстрее, его резонансная частота снижается, а амплитуда увеличивается. Тогда водителя предупреждают о сниженном давлении.
В соответствии с Правилами OOН № 64−02 (в будущем выделят эту систему в Правила OOН № 141), которыми руководствуется Сертифицирующий орган для проверки TPMS, система должна определить относительное снижение давления в шине одного из 4 колес на 20 и более процентов и информировать водителя включением специального индикатора на комбинации приборов не позднее чем за 10 минут. Если давление снижено в нескольких или во всех колесах, то для определения спущенных колес дается до 60 минут.
Поскольку TPMS является частью системы ESC — она заложена производителем в программное обеспечение блока — косвенной системе контроля давления не требуется дополнительное обслуживание или ремонт. Поэтому она обходится автомобилистам дешевле. Но ею, в отличие от dTPMS, нельзя дооснастить автомобиль после покупки. Да и точность косвенных измерений iTPMS ниже, особенно при неравномерном износе шин. А еще ее нужно повторно «обучать» при замене или накачке шин.
Несмотря на возможности системы TPMS определять снижение давления в шинах, она все же не заменяет ручную проверку давления воздуха, поэтому следует считать её лишь еще одним полезным помощником в современном автомобиле», — пояснил эксперт.