Необычный автомобильный ретрообзор: цифровые капсулы времени

Как автопроизводители предоставляли информацию о новинках 15−20 лет назад
Алексей Хорошев
Автор Авто Mail

Предлагаю вам отправиться в прошлое. Но сначала — вопрос. Как журналы и телепрограммы получали фото и видео, когда интернет был еще медленный, а место на жестких дисках весьма ограничено? На дисках CD и DVD.

Диски производителей
Источник: Авто Mail

Казалось бы, эка невидаль. Ну записали на болванку фоточки и отдали репортеру — всего-то делов. Но конкуренция колоссальная, особенно на автосалонах. Каждый хочет привлечь к себе внимание. Ярким дизайном стендов, вызывающими нарядами девушек. Выделиться надо было и носителем информации. Сделать его частью имиджа.

Коллега, не пророни скупую ностальгическую слезу. Представитель поколения вейпа, не удивляйся. Так было давным-давно…

Впрочем, не так уж и давно. Всего-то 15−20 лет тому назад. Итак…

2010 год. Москва окутана смогом от горящих торфяников. «Синие ведерки» воюют с мигалками. Запущена программа утилизации старых автомобилей. Весь мир пытается выговорить название извергающегося вулкана Эйяфьядлайёкюдль, из каждого утюга играет Bad Romance Леди Гаги.

Suzuki 2010

Suzuki 2010
Источник: Авто Mail

В тот год проходили Женевский и Московский международные автосалоны. Компания Suzuki не стала разрабатывать для каждой выставки отдельный дизайн. Картонный матовый кейс, два DVD в комплекте и цветной многостраничный буклет.

Suzuki 2010
Источник: Авто Mail

Он на русском языке. Внутри — общий пресс-релиз компании и краткое описание каждого из семи автомобилей, представленных на автосалоне. От крошки-внедорожника Jimny до бестселлера Grand Vitara. Бонусом — еще пять мотоциклов.

Suzuki 2010
Источник: Авто Mail

Но самое интересное — на диске. Собственная оболочка, простая и интуитивная. Каждая модель — отдельной вкладкой. Там разместилась фотогалерея и пресс-релизы: общая информация об автомобиле, характеристики. И, кстати, выяснилось, что работать с ней удобнее, чем просто шариться по папкам диска. Привод медленный, на загрузку фотографий в высоком разрешении уходит много времени. А так — переключаешься между маленькими иконками, выбираешь нужное и одним кликом сохраняешь все выбранное на жесткий диск. Красота!

И отдельно — готовый прайс-лист с фиксированными ценами. А вот на ценах, пожалуй, задержимся. Вспомним, как это было полтора десятка лет назад.

Suzuki 2010
Suzuki 2010
Suzuki 2010
Suzuki 2010
6фотографий
  • SX4 Sedan: от 564 000 до 663 000 рублей
  • SX4: от 622 000 до 777 000 рублей (неоправданно дорого)
  • Jimny: от 651 000 до 679 000 рублей (берем!)
  • Splash: от 460 000 до 540 000 рублей (малыш не выдержал конкуренции)
  • Swift: от 601 000 до 605 000 рублей (нет, это не опечатка, разница в 4 тысячи)
  • Grand Vitara: от 810 000 до 1 212 000 (да, недешево).

Погодите-ка, одной машины не хватает… Новинке автосалона — седану Suzuki Kizashi выделен отдельный DVD. Оформлен он точно так же, как и основной диск.

Suzuki 2010
Источник: Suzuki

Кстати, на диске есть не только фотографии, но и шикарно снятый видеоролик. Правда, в очень невысоком качестве. Жаль.

Здесь стоит вспомнить, что седан, на который Suzuki пытались сделать ставку на российском рынке, имел все шансы стать популярным. Богатая комплектация, всевозможные датчики, электронные помощники, безальтернативный резвый мотор мощностью 178 л.с., добротное исполнение. Но под этим брендом серьезный седан российской публикой серьезно не воспринимался. И, конечно, цена. Дороже, чем Grand Vitara.

Kizashi: от 995 000 до 1 225 000 рублей
Kizashi: от 995 000 до 1 225 000 рублейИсточник: Suzuki

В общем, яркая премьера обернулась громким провалом.

2009 год. В стране и мире - экономический кризис. АвтоВАЗ не договорился с Opel, поэтому спасать российского автогиганта будет Renault. Лютая в своей холодной бездушности катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Умер Майкл Джексон. Снятый за две копейки фантастический боевик «Район 9» Нила Бломкампа собирает больше 200 миллионов в прокате. Все боятся пандемии. Пандемии свиного гриппа.

Seat 2009

Seat 2009
Источник: Авто Mail

WV Group, которому принадлежит Seat, умеют считать деньги. Не настолько, чтобы просто раздавать болванки, но разоряться на шикарный кейс они тоже не стали. Матовый картонный кейс-книжка, в нем несколько глянцевых вкладышей с фотографиями. Минималистично оформленный диск.

Seat 2009
Источник: Авто Mail

Содержимое диска построено на html и открывается в браузере. Причем, довольно медленно даже на современных машинах. На компьютерах того времени страницы грузились, наверное, вечность. Впрочем, содержимое вполне исчерпывающее.

2009 Seat
Источник: Seat

На диске представлены новинки: модели Seat Exeo и Altea.

2009 Seat
2009 Seat

Также есть фотографии и техдокументация на выпускавшиеся в 2009 Ibiza, Ibiza III, Cordoba и Alhambra и экологичный концепт Leon Ecomotive.

2009 Seat
2009 Seat
2009 Seat
2009 Seat
2009 Seat
2006 год. Казино – закрывают, в Кондопоге – народный бунт, в футболе – Гус Хиддинк, на экранах – Борат, в Турине – олимпиада. «Москвич» банкрот. Автомобиль года – Renault Clio. Автомобильная песня года – «Девочка-студентка» Ёлки.

Zest 2006

Zest 2006
Источник: L'Atelier de Creation Automobile

А это что еще за чудо? Название Zest, наверное, большинству из вас ничего не скажет. Потянем немного интригу. Комплектация — минимальная. Собственно, только диск веселенькой раскрасочки. Запускаем, и… боже правый, какая милота. Бабочки летают, птички чирикают. А невыносимо долгая заставка потихоньку готовит нас к тому, что предстоит увидеть…

Это Acrea Zest. Самая очаровательная машина на автосалонах Парижа и Женевы в 2006 году. Двухцилиндровый моторчик объемом пол-литра и мощностью 21 л.с., пластиковый кузов. Строго говоря, это даже не автомобиль, а квадрицикл. Построен на узлах снятого с производства внедорожника Citroen Mehari. Acrea, кстати, расшифровывается как «ателье по созданию автомобилей».

Zest 2006
Zest 2006

Примечателен список опций: крыша и ветровое стекло доступны за отдельную плату. Разбавим сухую статистику двумя роликами, которые обнаружились на диске (качество и спецэффекты автора сохранены).

Кстати, производился автомобильчик малой серией аж по 2014 год и поставлялся в Румынию (и стал первым французским автомобилем, официально ввозимым в эту страну). Стоил он тогда.. 11 900 евро. Зато не облагался транспортным налогом и топливным сбором.

2003 год. США вторгаются в Ирак. Группа «Тату» занимает третье место на Евровидении с песней «Не верь, не бойся, не проси». При заходе на посадку гибнет шаттл «Колумбия», положив конец эре космических челноков. Все смотрят первую часть «Убить Билла».  И играют в Need for Speed: Underground. Врум-дум-дум.

Rolls-Royce Phantom 2003

Rolls-Royce Phantom 2003
Источник: Авто Mail

Шик. Шик во всем. Матовый картонный кейс цвета слоновой кости с серебристым логотипом в центре. Роскошь и минимализм. А вот комплектация — простенькая. Собственно, кроме диска, ничего нет. Но это обманчивая простота.

Rolls-Royce Phantom 2003
Источник: Авто Mail

На самом диске — собственная мультимедиа-оболочка с удобной навигацией. В отдельном разделе пресс-релиз, справочная информация, характеристики, информация о производстве. Фотографии можно сохранить на жесткий диск напрямую в высоком и низком разрешении.

Хотя фотографий немного, выборка очень качественная. Всего их 38. Экстерьер, интерьер, кадры с завода. Для рассказа о новинке — более чем достаточно.

Rolls-Royce Phantom 2003
Rolls-Royce Phantom 2003
Rolls-Royce Phantom 2003
Rolls-Royce Phantom 2003
Rolls-Royce Phantom 2003
2001 год. Начало нового тысячелетия, 9/11, Википедия появилась, «Мир» затопили, палестино-израильский конфликт (а когда было иначе?), по телевизору «Кто хочет стать миллионером?», Windows XP. В России взрывной рост на рынке новых автомобилей. BMW радикально меняет дизайн, выпуская «семерку» E65.

Rinspeed 2001

Rinspeed
Источник: Авто Mail

Скромный конвертик c аляповатой картинкой можно было бы проигнорировать, если бы не одно «но». Это отчетный материал швейцарской компании Rinspeed, творения которой, построенные преимущественно в единственных экземплярах — квинтэссенция творческого буйства и дизайнерского безумия. Многие из этих машин, строго говоря, были даже не концептами, а произведениями инженерного искусства, инсталляциями на колесах и с мотором.

К сожалению, запустить на современном компьютере оболочку так и не удалось. Жаль, наверняка это тоже было что-то экстравагантное. Однако среди нагромождения папок и файлов получилось отыскать видеоролики, буквально пропитанные атмосферой и духом конца 90-х и начала нового века.

Оптимистичные, яркие, сделанные на коленке, но при этом очень атмосферные. Новинкой 2001 года, был как назло, далеко не самый экстравагантный Rone: низкий, меньше метра в высоту, одноместный, оснащенный 120-сильным V4. Его главная фишка — кабина, которая под действием центробежной силы могла наклоняться внутрь поворота, а вместо камер заднего вида — цветные видеокамеры. Однако, на фоне таких проектов, как гибрид машины и катера на воздушной подушке, Rone был иконой консерватизма. Что не мешало ему быть чертовски красивым.

На этом, пожалуй, мы прервемся. А вас, если уж досмотрели до конца, прошу ответить еще на один вопрос: делать ли вторую часть этого обзора?