![Томас Дэйвенпорт создает первый электродвигатель — гравюра. 19 век Томас Дэйвенпорт создает первый электродвигатель — гравюра. 19 век](https://resizer.mail.ru/p/d4fc6a83-0274-531a-9acd-4f12584dee6b/AQABAaDAZEGndxqN5EYLOrXWbUbidLwRIvNjAGUgeDt8gbPweyaBu81Zjho4CgYiVreBdKSQvl2vAO0f23m2A8gEhHA.jpg)
Первые попытки создать электрические транспортные средства относятся к 20-м годам 19 века. В 1828 году венгерский инженер Аньош Йедлик создал небольшую модель тележки с электромотором. В 1834 году американский кузнец Томас Девенпорт построил небольшой электромобиль с использованием самодельной электрической батареи. Эти ранние прототипы конечно имели ограниченные возможности, но именно они заложили основу для будущих разработок.
![Galvani — первый в мире электровоз. Плакат для электромагнитной выставки Роберта Дэвидсона в Лондоне в декабре 1842 года. Galvani — первый в мире электровоз. Плакат для электромагнитной выставки Роберта Дэвидсона в Лондоне в декабре 1842 года.](https://resizer.mail.ru/p/d2e832a6-ca7b-577a-8589-dabc256b0a6b/AQABnBO6w-tTUFQ8AZxHrHtg_dNUcS6cDTD0ZCix3DxqHgzJ1TZBROTmsiNaqoaPdNcjeAF8IYZFLS38EbOoaWblCqc.png)
В 1837 году шотландский химик Роберт Дэвидсон построил первый в мире электрический локомотив, используя неразрядные батареи. Однако, несмотря на эти достижения, электромобили долго оставались экспериментальными устройствами без коммерческого применения.
Золотой век
![Электрическое такси в Лондоне, 1897 год Электрическое такси в Лондоне, 1897 год](https://resizer.mail.ru/p/9b79d4fa-6d84-53f1-a665-19465d51fea8/AQAB_dwl1F0SOlCgZuc4ve4Euty7BFe8ldV123YtJA6ySOC6JdDbLNipuAFIej08fRL3sgR2h_RATObh-Rewb-wNFEY.jpg)
К концу 19 века технологии батарей и электромоторов значительно улучшились, что привело к появлению первых коммерчески успешных электромобилей. В 1891 году в США Уильям Моррисон создал электрический экипаж, который мог перевозить до шести человек на скорости до 23 км/ч. В 1897 году в Лондоне появилась первая служба электрических такси, а в 1899 году бельгийский инженер Камиль Женатци на своем электромобиле Jamais Contente установил мировой рекорд скорости, преодолев барьер в 100 км/ч.
![Камиль Женатци на электромобиле Jamais Contente Камиль Женатци на электромобиле Jamais Contente](https://resizer.mail.ru/p/3014e91d-16a5-5025-a932-eda616b75602/AQAB0-N_RG_1g2NNTOgl398oawXoOOh-CxCJAFbuVKWzPfvz09Qi6AqkrGAFrABwPMkt3FAvrVRDEPkl5Y5Zqn5JR3o.jpg)
На рубеже веков электромобили считались элитным транспортом. Они были тише и чище по сравнению с ранними бензиновыми автомобилями, которые требовали ручного запуска и выделяли много выхлопных газов. Такое сложно представить, но в 1900 году около трети всех автомобилей в США были электрическими. К тому времени такие компании, как Baker Electric и Detroit Electric, производили сотни электромобилей ежегодно.
Спад
Однако золотой век электромобилей был недолгим. К 1920-м годам бензиновые автомобили начали доминировать на рынке благодаря нескольким ключевым факторам. Генри Форд внедрил массовое производство, значительно снизив стоимость бензиновых автомобилей. В то же время улучшения в инфраструктуре (строительство дорог и сети заправочных станций) сделали бензиновые машины более удобными для дальних поездок.
![Ford T 1926 года, сходящие с конвейера на заводе в Хайленд-Парке, США, 1926 год Ford T 1926 года, сходящие с конвейера на заводе в Хайленд-Парке, США, 1926 год](https://resizer.mail.ru/p/93948d4d-79e6-5da4-be92-1e33d8e0cfdf/AQAB_LAgZEatQ6GMiRwECwHfTnfWsFxCKTs1H6Lu7LBUlCyM7muLEhV6f-gNWyPE0ksR7mULkwKY2-0Fdb8lb5dvJ_M.jpg)
К 1930-м годам электромобили практически исчезли с дорог. Батареи того времени не могли конкурировать с мощностью и дальностью хода бензиновых двигателей. Электромобили оставались нишевым продуктом, использовавшимся лишь в ограниченных областях, таких как доставка молока или городской транспорт.
Возрождение
Интерес к электромобилям начал возвращаться в 1960-х и 1970-х годах, когда обеспокоенность по поводу загрязнения окружающей среды и зависимость от нефти начали расти. В 1973 году во время нефтяного кризиса интерес к альтернативным видам топлива резко возрос. Однако технологии батарей все еще оставались серьезным препятствием.
![Концепт электромобиля Amitron Концепт электромобиля Amitron](https://resizer.mail.ru/p/750aa339-52a4-5c81-9a43-1118f115e995/AQABLHNOXpsxOakr7POBMLyXgML2nN8q490v-Kt8l0KyCNPxM4wfppcQU-y-0gxXoV4G6erfaQsH5slEETzo5UnFvkU.jpg)
В конце 1960-х годов компания American Motors Corporation (AMC) представила концепт электромобиля Amitron. Этот автомобиль был оснащен инновационной литий-никелевой батареей, что позволило значительно увеличить дальность хода. Несмотря на перспективность, проект так и не был запущен в серийное производство.
![Синклер C5 Синклер C5](https://resizer.mail.ru/p/ba098fc5-4b13-5ff3-ba67-b08c331144bd/AQABzsSeYh_xr_v18ixhz2JVHl56kTfL6I5jCAF6wMCPgJIW3tjI86gv3AxyB_kVtYgCeWWVrhrjayRtM_QLszMA28M.jpg)
В 1985 году британский изобретатель и предприниматель сэр Клайв Синклер представил Синклер C5 — компактное электрическое транспортное средство. C5 был трехколесным одноместным автомобилем, предназначенным для коротких поездок по городу. Несмотря на амбициозные планы, C5 не получил широкой популярности из-за ограниченной дальности хода, низкой скорости и проблем с безопасностью. Однако он оставил след в истории как попытка предложить доступное электрическое решение для повседневных поездок.
![General Motors EV1 General Motors EV1](https://resizer.mail.ru/p/377eed90-f89c-591f-a0b6-8a6729e91494/AQAByhEURUAMmV4SCfC2yyHLi9ZhPoKe1NO_kctcoVJR-f79-dVwYoe9szB4Y1mJz7XKjMfb99cannVAwiecn474He0.jpg)
В 1990-х годах несколько автопроизводителей начали эксперименты с электромобилями. General Motors выпустила модель EV1, первый массово производимый электромобиль. Этот автомобиль мог похвастаться неплохой дальностью хода и хорошей производительностью. EV1 получил положительные отзывы от пользователей, но проект был свернут в 2003 году, что вызвало много споров и недовольства среди энтузиастов электромобилей.
![Nissan Altra EV Nissan Altra EV](https://resizer.mail.ru/p/54d87d20-d0bd-511a-866a-232715a46602/AQABK2DVnotyACwIqKiM19SfnFhhNv8GVz3nH8Go77U5VKIBFPLKg1nF5-F7guASTnw2mazv2L-ubS759ZFOPp2r24E.jpg)
![Toyota RAV4 EV Toyota RAV4 EV](https://resizer.mail.ru/p/a52478b2-b9a3-5323-9743-9690e39fffef/AQABUS7t2p9urXq1Te3gCrIzNlLeHBdOe8FOSS_TpWflEBWmtckpMBSdxhb8biUGeJUTQVVZpOk5l3_UU8hAFuQsox4.jpg)
В это время также появились такие модели, как Nissan Altra EV и Toyota RAV4 EV. Эти автомобили использовались преимущественно в корпоративных автопарках и демонстрационных программах, но они помогли накопить важный опыт и технологические наработки для будущих разработок.
На рубеже веков
Конец 20-го и начало 21-го века ознаменовались значительными шагами вперед в развитии технологий электромобилей. В 2000-х годах крупные автопроизводители начали вкладывать значительные средства в разработку и производство электромобилей. С одной стороны, это было вызвано ужесточением экологических норм и стремлением к снижению выбросов, а с другой — ростом интереса со стороны потребителей к экологически чистым транспортным средствам.
![Toyota Prius Toyota Prius](https://resizer.mail.ru/p/91e94cb7-19ff-5c83-8a36-ba3dc51ee984/AQABaUWKSIwJaAayqq0e0HlP8zHQDZZZ09SRHeyr5_SWfZLHIBZiKhxPXeDX0-Faxv4N_0dvEAu7o9GJ0IcOphbSR-U.jpg)
![Honda Insight Honda Insight](https://resizer.mail.ru/p/33bbd46a-1e7c-5c16-afb4-a1e9153e09a5/AQABYR5ih_XXczUZh0iWIezXLOJN64drgNqcBbV9Uvu8e3vN1HY7hlYGnj7_mfQFHUiZK-dirtvt-vVu20m81ad9rI8.jpg)
В этот период были выпущены такие модели, как Toyota Prius, ставший символом гибридных технологий, и Honda Insight. Эти автомобили комбинировали бензиновый и электрический двигатели, что позволяло значительно снизить расход топлива и выбросы. Хотя они не были полностью электрическими, их успех продемонстрировал готовность рынка к новым технологиям.
Что дальше?
Сегодня электромобили становятся все более популярными и доступными. Продолжаются разработки новых технологий батарей, которые увеличивают дальность хода и сокращают время зарядки. Автономное вождение и интеграция с умными системами также становятся важными направлениями развития.
Глобальные усилия по сокращению выбросов углекислого газа и переходу к устойчивой энергетике стимулируют правительства и компании вкладывать средства в развитие электромобильной инфраструктуры. Налоговые льготы и субсидии, также способствуют увеличению продаж электромобилей.
От первых попыток в 19 веке до разнообразных разработок конца 20 века, электромобили прошли долгий путь. В ближайшие годы мы можем ожидать дальнейшего роста и развития этой отрасли, которая имеет все шансы изменить мир.