Автомобильному рынку в России по итогам 2024 года грозит падение, рассказали «Газете.Ru» в нескольких авторитетных аналитических агентствах. Такой прогноз подтвердили и в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
«Пока мы сохраняем свой прогноз, но чаша весов может качнуться и в сторону пессимистичного прогноза в связи с возможным повышением ключевой ставки Центробанком и дополнительными изменениями экономической ситуации. Сейчас, несмотря на период отпусков, все равно активность достаточно высокая. Наблюдается рост продаж. Вероятно, сейчас люди спешат покупать автомобили, потому что опасаются того, что будет хуже», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе РОАД.
При оптимистичном сценарии, по прогнозам ассоциации, дилеры закроют год с результатом 1,65 млн проданных новых машин. На случай, если сработают негативные факторы, РОАД дает пессимистичный прогноз — 1,3 млн реализованных машин по итогу года.
Импортировать стало сложнее
Национальное агентство промышленной информации (НАПИ) оценивает ситуацию на российском авторынке еще более скептически. Согласно актуальному прогнозу агентства,
«Мы видим, что отложенный спрос был частично реализован в 2023 году. Плюс ужесточающие меры, повышающие цены и затрудняющие ввоз иномарок, а также высокие ставки [по кредитам] и некоторая удовлетворенность потребителя приводят к тому, что рынок охлаждается», — отметила в беседе с «Газетой.Ru» гендиректор НАПИ Татьяна Арабаджи.
По ее словам, июльский прогноз НАПИ на 2024 год был скорректирован в сторону снижения по сравнению с более ранним. Уровень, который в преддверии Нового года рассматривался как базовый, сейчас считается оптимистичным.
«Привозить автомобили подешевле стало сложно, это сказалось на ценах. В августе 2023 года повышался утилизационный сбор, с 1 апреля введена доплата на автомобили, ввезенные из ЕАЭС. Ожидается, что утилизационный сбор с октября снова вырастет», — пояснила Арабаджи.
К факторам, которые пока что удерживают рынок в положительных значениях, эксперт отнесла падение курса рубля и, как следствие, стремление сохранить средства в покупке, а также ожидание грядущего подорожания машин.
Монетарная политика
Замгендиректора группы «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев назвал наиболее вероятной планку в 1,4−1,5 млн реализованных новых машин по итогам года. По его словам, один из триггеров, влияющих на продажи, — это высокая ключевая ставка Банка России.
«Если в конце июля Центральный банк решит ее снова поднять, это усложнит работу с кредитными сделками. Для понимания: доля в китайских марках достигает 80%. Это увеличит расходы дилеров на стоки выкупленных автомобилей. При таком сценарии рынок не будет расти», — заявил Тюктеев «Газете.Ru».
По его словам, игроки рынка довольны объемами продаж в этом году, но дилерская доходность не радует: импортеры и дилеры применяют максимум возможностей для увеличения и удержания продаж, был введен максимальный объем субсидий, поддержек и акций на фоне роста расходов на обслуживание кредитов.
Скупают перед подорожанием
Эксперты аналитического агентства «Автостат» считают, что рынок новых автомобилей к декабрю этого года зафиксируется на отметке 1,5 млн проданных новых автомобилей.
«Мы пока не снижали прогноз, базовый — 1,5 млн машин. Дальше все будет зависеть от утильсбора и повышения цен на автомобили, но решение о его повышении пока не принято окончательно, у бизнес-сообщества есть возможность по крайней мере попытаться повлиять и на сроки, и на суммы», — сказал «Газете.Ru» исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
По его словам, всплески продаж, которые фиксировались в 2023 и 2024 годах, сопровождали заранее объявленные даты изменения различных налогов и сборов. Все эти действия подстегивали рынок, и люди пытались купить автомобили, пока они не подорожали, пояснил эксперт.
Первое полугодие 2024 года на российском автомобильном рынке завершилось ощутимым ростом: по данным «Автостата» и АО «Паспорт промышленный консалтинг», с января по июнь в стране реализовано 719,3 тыс. новых легковых автомобилей, что на 79% больше, чем в первом полугодии 2023-го.