Спрос на обслуживание автомобильных кондиционеров вырос почти на треть по сравнению с прошлым годом, рассказали «Известиям» в крупных сетях станций технического обслуживания (СТО). Вместе со спросом подросли и цены на эту услугу — на 36%. В среднем она обойдется владельцу автомобиля в 11,5 тыс. рублей. Подорожание связано с ростом цен на фреон, заявили эксперты.
Прохладная роскошь
Спрос на обслуживание автомобильных кондиционеров с начала июля вырос на 23% по сравнению с тем же периодом 2023 года, рассказали «Известиям» в международной сети автосервисов FIT Service. Тенденцию подтвердили и в геосервисе 2ГИС — в период с мая по июнь станции по заправке климатических систем искали на 26% чаще.
— Для многих автовладельцев лето приходит неожиданно. Как только устанавливается максимально жаркая погода, наступает сезон ажиотажного спроса на ремонт и обслуживание кондиционеров. К сожалению, очень редко такие работы проводят заранее и планово, — отметил директор по маркетингу Fit Service Олег Бачманов.
В первой половине июля в ряде регионов России установилась аномальная жара. В частности, в Москве столбики термометров приблизились к +30 °C, а в Калмыкии и Астраханской области — к +42 °C.
Цены на обслуживание автомобильного кондиционера выросли на 36% по сравнению с 2023 годом. В среднем эта услуга обойдется владельцу машины в 11,5 тыс. рублей, рассказал Олег Бачманов.
— За последний год заметно выросла стоимость расходных материалов и оборудования, которые необходимы для заправки кондиционеров, — подчеркнул эксперт. — Выросла и стоимость нормо-часа в автосервисах, по сути, увеличились зарплаты сотрудников. Всё это влияет на цену услуг по обслуживанию кондиционеров.
Олег Бачманов отметил, что помимо заправки и дозаправки кондиционеров владельцы машин проводят диагностику ходовой, двигателя, электрики и делают плановый ремонт. Поэтому средние чеки, где есть услуги по обслуживанию кондиционеров, так заметно увеличились за последний год.
— Стоимость любых работ выросла, — заявил «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Причин несколько: это и быстрый рост зарплат во всех отраслях, и увеличение стоимости расходников и запчастей, напрямую зависящее от импорта, который испытывает сложности из-за санкций со стороны ряда недружественных государств.
Эксперт считает, что цены продолжат расти.
В апреле 2024 года директор Fit Service Татьяна Овчинникова заявила, что средняя стоимость обслуживания и ремонта автомобилей за I квартал 2024 года увеличилась на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одна из причин — кадровый голод. Эксперты оценивают дефицит специалистов в сфере обслуживания машин в 30−40%.
Фреон всему голова
На подорожание услуги мог повлиять и рост цен на основной компонент, который используют при заправке кондиционеров, — фреон.
— В цене заправки кондиционера хладагент составляет 30−50%, — отметил в разговоре с «Известиями» член правления «Союза автосервисов» и заместитель гендиректора сети СТО «ЕвроАвто» Илья Плисов.
Многие представители станций техобслуживания отметили, что зимой они покупали фреон за 7 тыс. рублей за баллон (13,6 кг), сейчас он обходится в 16−22 тыс. рублей.
При этом в сети СТО «ЕвроАвто» цены на услуги по обслуживанию кондиционера не выросли, отметил Илья Плисов.
— Обычно цены начинают заметно меняться в сервисах «у дороги». У них минимальная рентабельность, и в тысячу рублей они уже не вписываются, — подчеркнул эксперт.
Илья Плисов добавил, что на российском рынке также представлены хладагенты только из Китая.
— Чем старше автомобиль, тем дороже будет обходиться его владельцу обслуживание — с каждым годом объем работ всё больше, — отметил автомобильный эксперт, майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин. — Обслуживать кондиционер нового автомобиля (до трех лет) стоит раз в три года, а старого — раз в год.
В ноябре 2023 года «Известия» писали о том, что средний возраст автопарка в России достиг 12−15 лет. Чем более старые машины на дорогах, тем выше вероятность дорожно-транспортных происшествий, вызванных техническими неполадками, заявили тогда эксперты.
Виктор Кондрашин считает, что основными показателями неисправности кондиционера являются медленное охлаждение воздуха, затхлый запах, появление изморози на трубках системы агрегата.
— При первых признаках неисправности кондиционера лучше сразу вести автомобиль в сервис. Дело в том, что кроме заливки фреона, прочистки, механики проводят дезинфекцию. В кондиционере скапливается много грязи, которой дышать буквально опасно для здоровья, — пояснил Виктор Кондрашин. — В хороших СТО очистка проводится как физически, так и химически.
Он добавил, что в случае утечки фреона может сломаться вся система кондиционирования, что приведет к еще более дорогостоящему ремонту.
Роман Солдатов