Начать стоит с очевидного факта: с момента своего появления Skoda Octavia является бестселлером. Отчасти это справедливо даже для оригинальной модели, выпускавшейся в 60-х, но настоящим хитом стал автомобиль, построенный на платформе VW Golf. Больше места, практичный кузов лифтбек с бездонным багажником, качество, разумный выбор моторов и даже версия RS для тех, кто любит «погорячее». Во многих странах и до недавнего времени — в России Octavia — в топах продаж. По итогам 2023 года, в семи государствах Европы — самый продаваемый автомобиль.
Улучшать что-то очень хорошее и удачное — всегда риск. Тем не менее, Octavia с честью проходила и смены поколений, и рестайлинги. Разумеется, были и спорные решения. Кто-то ругал замену многорычажной подвески сзади на балку, кто-то — пенял на «четырехглазое» исполнение рестайлинга прошлого поколения. Но всегда сторонники марки сходились на том, что в целом даже если и были огрехи, то незначительные и на общее впечатление от машины принципиально не влияющие.
И вот, на четвертом году жизни Octavia с индексом A8 получила плановое обновление, знаменующее середину ее жизненного цикла. Что мы получаем в активе?
Начнем с оформления передней части. «Четыре глаза», уже упоминавшиеся ранее, появились на Octavia прошлого поколения не от хорошей жизни: с некоторых ракурсов дорестайлинговая «Октавия» была почти неотличима от младшего Rapid, даже несмотря на разницу в габаритах. Вот и пришлось делать довольно спорный ход, «разрезав» фары. Сейчас случилось примерно то же самое. Анфас Octavia настолько, до степени смешения, похож на Superb, что теперь уже стали путать их.
Фактически, дизайнеры второй раз наступили на те же грабли и бороться решили теми же методами. Если присмотреться, это снова разделенные пополам фары, причем внутренняя опять как бы является продолжением радиаторной решетки. Справедливости ради, в этот раз работа над ошибками проведена чуть более изящно, и новый светодиодный рисунок не похож на другие машины — а значит, узнаваем. И это хорошо.
Также небольшим обновлением могут похвастать и задние фонари: они получили анимированные поворотники в стиле Audi. Еще обновили дизайн колесных дисков, добавив их и к без того богатому ассортименту.
Собственно, вот и все изменения во внешности. Зачем радикально обновлять то, что и так хорошо продается и устраивает своего клиента? Детали, которые при первом же взгляде позволяют отличить машину после рестайлинга, есть? Есть. Покупатель будет доволен. Все остальное — от лукавого.
А вот в салоне большинство изменений — скорее имиджевые. Борьба за экологию, годами изрядно помучившая силовые агрегаты, проникла и в салон автомобиля. Рестайл теперь упакован экологичными материалами. Переработанный пластик, используемый в отделке салона, не слишком эффектен и в общей массе машины не делает ее намного более «зеленой». Но, очевидно, некая галочка во внутренних документах концерна VAG должна стоять: «вот, у нас салон с использованием переработанных материалов». Вот это как раз от лукавого: Skoda предлагает и декоративные вставки из более привычных нам материалов.
Есть еще одно изменение, которое можно принять «на ура». Мультимедиа-системы VAG в целом хороши и почти образцово эргономичны, но вот диагональ в 10 дюймов по меркам 2024 года — маловато будет. И вот теперь можно заказать в обновленную Octavia 13-дюймовую информационно-развлекательную панель от VW Golf. И это только начало: Skoda обещает интегрировать в нее цифрового ассистента Laura и чат-бота на базе Chat GPT. Куда это нас заведет — оставим прогнозы футурологам, а сами попробуем свыкнуться с тем, что голосовое управление периферией автомобиля со временем станет интуитивным и удобным. Может, тогда, наконец, мы перестанем ностальгировать по россыпям кнопок в салоне.
Собственно, выводы явно уже сделали. Сенсорная полоска под экраном уже не универсальна — она отвечает только за громкость. Все остальное управление ушло на экран. И в текущем моменте реализация сделана максимально удобно. А клавиши позволяют быстро вызывать нужные меню. Хороший компромисс, не вынуждающий инженеров переизобретать всю переднюю панель заново.
Octavia остается образцом логичного исполнения и работы всех компонентов. Человек, пересевший в нее с предыдущего поколения или с другого автомобиля концерна Volkswagen, адаптируется за секунды. Все знакомо, все на своих местах. Все продумано и многое испытано временем.
Машину предлагают в четырех комплектациях: Essence, Selection, Sportline и RS. О максимально нагруженной опциями Laurin & Klement пока не слышно, но можно с изрядной долей уверенности говорить, что она появится через год или чуть позже, расширяя линейку перед сменой поколений и переходом на новую платформу, чтобы привлечь рациональных покупателей с чуть более толстым кошельком. Так было, и так, по всей видимости, снова будет.
Палитра двигателей, на первый взгляд, не слишком широка. Низшая линейка представлена: дизель, бензиновый мотор объемом 1,5 литра и новый «мягкий» гибрид на 115 сил. Два турбомотора — дизельный и бензиновый — на 150 л.с. И, наконец, топовый мотор на 265 л.с. для Octavia RS, которую уже с удовольствием тестирует Оливье Сольберг.
Octavia славилась не только своей практичностью, но и хорошей динамикой, и, в известной степени, азартностью управления даже в не самых «заряженных» версиях. Но между снулыми экодвигателями и ревущим от восторга забиякой очень большой пробел, который должны перекрывать два 150-сильных мотора — обычный и гибрид. На бумаге все, впрочем, вполне радужно: оба они дают разгон в 8,5 секунд до 100 км/ч.
Тем более, что по внешности можно предполагать большее. Диски в 17, 18 и даже 19 дюймов настраивают не только на внешний эффект, но и на динамичную езду. Но комфорт с такой размерностью — предмет дискуссионный.
Строго говоря, мы наблюдаем весьма четкую тенденцию: среднеразмерные автомобили все больше декларируют практичность и экономию, оставляя возможность покупки «заряженной» версии самым оторванным и богатым. Молодежи активно предлагают что-то другое, яркое, самобытное, но при этом малоразмерное и не вполне практичное. Octavia, которая нравилась и тем, и этим, логично начинает отдаляться от аудитории, которая не хочет считать литры на километр. Для этого даже у Skoda найдутся свои модели. А у всего концерна Volkswagen — и подавно.