Однако недавнее ужесточение условий автокредитования и возможное повышение ключевой ставки могут еще больше усугубить ситуацию на российском авторынке.
Авторынок идет на снижение
По итогам июня россияне приобрели около 124,4 тыс. новых автомобилей, что на 51% выше показателя годичной давности, сообщили эксперты агентства «Автостат» со ссылкой на данные АО «ППК» и с учетом собственной сегментации. Стоит отметить, что данный результат оказался на 2% хуже мая, несмотря на то, что в последнем месяце весны было меньше рабочих дней из-за длинных майских праздников.
![Покупка машины Покупка машины](https://resizer.mail.ru/p/9da509a4-f5cf-5f5c-98f0-720812798446/AQABFJGXzctKdYZp6WEzUmL_6kL0L15Q4H1xxl_fp9vG8jTU38Af3MJ1bxqMQ_99e3rDQZlu-Dss0Vgi8oBddU3pSxM.jpg)
В целом отрицательная динамика продаж от месяца к месяцу фиксируется начиная с апреля, и обусловлена она тем, что потребители спешили совершить покупку в предыдущие месяцы, опасаясь роста цен после введения с 1 апреля новых правил расчета платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Всего с начала года реализация легковых машин в России составила 719,3 тыс. единиц — на 79% больше, чем в январе-июне 2023-го.
Что касается марочной структуры продаж, первенство на российском авторынке удерживает марка Lada, чья реализация в июне выросла на 44% до 34,2 тыс. машин. Лидером среди иномарок остается китайский Haval с показателем 15,2 тыс. проданных автомобилей (+84%). Третье место занимает Chery, реализовавшая около 13,6 тыс. своих машин (+35%). Далее следует Geely — автомобили этой марки выбрали 11,1 тыс. покупателей (+61%). Замыкает Топ-5 российского авторынка по-прежнему Changan, чьи дилеры реализовали почти 10,1 тыс. машин (рост в 2,9 раза).
Как говорит коммерческий директор сети дилерских центров «Прагматика» Александр Шапринский, рынок июня демонстрирует стабилизацию, даже наличие очередных санкций не повлияло на спрос и изменение цен — ситуация в автомобильном сегменте продолжает быть устойчивой. При этом информация об изменении кредитных условий, а также окончание госпрограммы подстегнули потребителей активизироваться на последней неделе месяца, что, в свою очередь, вызвало некоторое падение спроса в начале июля.
![каско, осаго, страховка, продажа, покупка автомобля каско, осаго, страховка, продажа, покупка автомобля](https://resizer.mail.ru/p/1f0f951b-2da7-5763-8d48-0973e8e3f42c/AQABD7Ojlmgms5EbH_Csps1H0Z3ki35wrPq85LMrXIYuMsZXN7f3VC0Mfu3RdgAt031WV3NQUlyYwQw_cbxsxMER98c.jpg)
«Я вижу некоторое насыщение рынка, и это наравне с периодом отпусков может негативно сказаться на спросе в июле. С другой стороны, отмена льготной ипотеки может сместить вектор покупательской активности с недвижимости в сторону приобретения более доступной собственности — автомобиля», — рассуждает генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
Не попасть в долговую яму
Между тем, Центробанк ужесточил условия выдачи автокредитов, которые остаются одним из основных драйверов российского авторынка, несмотря на высокие процентные ставки. Так, с 1 июля регулятор установил надбавки к коэффициентам риска по автокредитам с показателем долговой нагрузки (ПДН) более 50%, то есть для тех заемщиков, у которых оплата займа составляет свыше половины их ежемесячного дохода. Поскольку надбавки увеличивают нагрузку на капитал банка при выдаче кредита, некоторые финансовые организации уже начали корректировать процентные ставки в сторону увеличения.
Как полагает директор по продажам и маркетингу «Санрайз Групп» Михаил Попов, для клиентов, чья кредитная нагрузка оценивается как приемлемая, процентные ставки не вырастут, а вот для тех, кто сильно закредитован, со стороны банка будет озвучиваться процентная ставка согласно особой шкале расчета и может достигать 25, 30 и даже более процентов.
![Покупка машины Покупка машины](https://resizer.mail.ru/p/a6d38616-0ce4-5fc3-a7d6-d340d7a61b5f/AQABb4bVb4-v9ZmaStfalgwubvuJjtPydy6YG7tK7SU4IoDWCLCipdlbdt8uZCmzHHhvhJ0EYb6iNoqnlVkQpW35Fig.jpg)
«После того, как механизм заработает в полную силу, доля кредитных сделок может сократиться на 15−20%, но тут будут играть важную роль уровень поддержек от импортеров и дополнительные выгоды от самих дилеров», — отмечает эксперт.
По мнению Андрея Терлюкевича, вводимые Центробанком ограничения по автокредитованию негативно скажутся на динамике рынка и сильнее всего могут ударить по недорогому сегменту (до 2 млн рублей) и малообеспеченным покупателям. В этом сегменте доля автокредитования может сократиться на 10−15%. В свою очередь, возможное повышение ключевой ставки также отразится на спросе — потенциальные клиенты выберут депозиты, чем покупку автомобиля.
Александр Чупров