Нобелевский лауреат Джон Гуденаф, пионер в разработке литий-ионных аккумуляторов, которые сегодня питают миллионы электромобилей по всему миру, скончался в это воскресенье — всего за месяц до своего 101-го дня рождения.
Ученый «был лидером на переднем крае научных исследований на протяжении многих десятилетий своей карьеры», — сказал Джей Хартцелл, президент Техасского университета в Остине, где Гуденаф проработал преподавателем более 37 лет.
Гуденафу было 97 лет, когда он получил Нобелевскую премию по химии в 2019 году — вместе с британцем Стэнли Уиттингемом и японцем Акирой Йошино за их исследования в области литий-ионных аккумуляторов, что сделало его старейшим лауреатом Нобелевской премии.
В последние годы Гуденаф и его университетская команда также изучали новые направления для хранения энергии, в том числе «стеклянную» батарею с твердотельным электролитом и литиевыми или натриевыми металлическими электродами.
Ученый также был одним из первых разработчиков литий-железо-фосфатных катодов (LFP) в качестве альтернативы катодам на основе никеля и кобальта. Эксперты утверждают, что LFP быстро вытесняет более дорогие никель-кобальт-марганцевые аккумуляторы для электромобилей, поскольку в них используются более распространенные и экологичные материалы при гораздо меньших затратах.