В Госдуме назвали скрытые риски покупки китайского автомобиля

Идти в автомеханики не хотят даже выпускники профильных колледжей

Российским автолюбителям скоро придется искать днем с огнем не только запчасти для своих железных коней, но и автомехаников. Желающих чинить машины в нашей стране из года в год становится всё меньше, сетуют эксперты авторынка. В зоне особого риска оказались владельцы китайских машин.

Автомобиль, сервис, радиатор
Источник: Freepik

Представители автомобильного рынка бьют тревогу: мало того, что антироссийские санкции усложнили доступ к качественным запчастям и расходникам, так еще и отрасль авторемонта испытывает серьезный кадровый голод. Об этом эксперты рассказали на заседании рабочей группы при комитете Госдумы по молодежной политике.

Популярные онлайн-площадки поиска работы по запросу «автомеханик» выдают почти 12 тысяч вакансий и всего две тысячи резюме. То есть на одного работника приходится шесть свободных рабочих мест. В целом это укладывается в цифры рекордно низкой безработицы (2,2%). Но аналитики не советуют этому факту радоваться: в автосервисах не хватает рабочих рук. А уж чтобы эти руки могли разобраться в китайском автопроме, заполонившем российские дороги — это вообще дефицит.

— Я недавно ехал в такси, и водитель мне говорит: «Всю жизнь работал автомехаником, а теперь вот пересел за руль такси». Я удивился, спросил, почему. Он объяснил, что машины стали настолько современными, в них столько электроники, что его квалификации уже не хватает даже для того, чтобы успеть за какой-то одной маркой. А уж на китайский автопром, который активно заходит на российский рынок, его точно не хватит, — рассказал первый зампред комитета Госдумы по молодежной политике Михаил Киселев.

Эксперты рынка рассказали, как автомобильная отрасль выглядит сегодня. 125 тысяч студентов ежегодно выпускаются из колледжей с дипломом автомеханика. Из них всего 10−40% (50 тысяч) остаются в профессии. И только 10 тысяч молодых специалистов имеют базовый уровень квалификации.

В сфере автотехобслуживания сегодня трудятся полмиллиона человек, рассказал председатель Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении Александр Ушенин. При этом отрасль требует еще порядка 140 тысяч специалистов ежегодно. И это не для роста, а лишь для компенсации потерь в связи с возрастной ротацией и оттоком персонала. Кроме того, поворот российских автолюбителей «на восток» из-за ухода западных марок тоже внес свою лепту. Китайских иномарок в нашей стране стало больше в семь раз по сравнению с цифрами до 2022 года. Из 120 марок, выпускаемых концернами из Поднебесной, 60 представлены у нас. Механиков, способных понять китайскую автомобильную грамоту, пока единицы.

При этом средний возраст автопарка в России превышает 10 лет, отметил Ушенин.

— Порядка 70% автомобильного парка в России старше 10 лет. Эти автомобили требуют большего количества ремонтных работ. В то же время эти автомобили будут меняться на новые, с современными технологиями. А значит, и требования к образованию серьезно меняются, — подчеркнул Ушенин. Он также отметил, что автопроизводители не спешат делиться информацией с сервисными центрами и учебными заведениями. В результате те лаборатории и мастерские, которые сегодня существуют в российских колледжах, давно отстали от реалий рынка.

Крупные автосервисы пытаются «прокачивать» студентов колледжей и начинают пестовать их еще с первого курса. Но и это работает далеко не всегда. Лишь 54% «прокачанных» студентов, по опросам, планируют остаться в профессии и связать свою жизнь с автосервисом.

— В сервисе работать становится некому, — посетовал Ушенин.

Нынешняя ситуация угрожает автовладельцам не только длинными очередями в сервисных центрах. Может случиться и так, что вашу машину в принципе будет некому починить.

Причин такой негативной тенденции, по мнению эксперта, три.

— Первая — демографическая яма 90-х, которая нас сейчас догнала. Вторая — миграция населения на фоне событий 2022 года. И третья — перемещение трудоспособного населения. Одни переходят работать в серую зону, получают зарплату в конвертах и не платят налоги. Другие уходят на предприятия ОПК из-за брони. Но самое главное — становится модной IT-сфера и маркетплейсы, — сообщил Александр Ушенин и привел пример зарплат: 80−90 тысяч рублей у работника завода и 120 тысяч у сотрудника торговой онлайн-площадки.