Россияне все чаще путешествуют по стране на частных авто — это отметили эксперты, назвав отпускные автопробеги «чайников» «стержнем внутреннего туризма» и отметив самые перспективные для российского автотуризма регионы.
Пообщавшись с теми, кто там уже побывал на своих четырех колесах, мы узнали, какие там имеются трудности и насколько они преодолимы.
По результатам опроса, проведённого Координационным центром правительства РФ, автомобиль признан самым популярным видом транспорта для путешествий по России. И это притом что удовлетворённость граждан отечественной инфраструктурой для автотуризма всего 3,55 балла из 5 возможных. По мнению президента Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергея Лобарева, автотуризм набирает обороты, так как он самый «бюджетный и укрепляющий семью вид отдыха». По прикидкам его организации, семья из трех человек может сэкономить более 30% бюджета, если поедет на отдых в автомобиле, а не поездом или самолетом, а 55 млн владельцев транспортных средств, которые являются потенциальными автомобильными туристами, желают, но не знают, куда и как поехать. Отечественная индустрия гостеприимства, куда входят отели и прочая туристическая инфраструктура, особые надежды возлагают на новую трассу М-12, связавшую Москву с Казанью, скоростное шоссе уже решено продлить до Екатеринбурга и Тюмени, а в перспективе и до Иркутска с Владивостоком. А вот саму Москву, по словам экспертов, туристы из регионов пока объезжают стороной, ведь в ней дорогие парковки и всего один автокемпинг в Сокольниках. А если б их было больше — хотя бы в Новой Москве — то и автогостей у столицы было бы больше.
По статистике наиболее востребованы у российских автотуристов Казань и окрестности, Северный Кавказ, Дагестан, Архангельская и Тверская области, Краснодарский край, Иркутская область с посещением озера Байкал, Алтай и Приморье. А раз ими интересуются, значит, они и самые перспективные для развития — так рассудили на заседании по автотуризму, напомнив, что в понятие «развитый автомаршрут» входит наличие на нем хорошего дорожного покрытия, придорожной инфраструктуры, сервиса и общепита, зон отдыха с кемпингами и глэмпингами, условия для путешественников с детьми, хорошая связь и интернет, а также объекты туристического интереса — от национальных парков до музеев.
49-летний Игорь из Москвы, автолюбитель с 35-летним стажем, уже испытал на себе «стержень» внутреннего туризма, двигаясь из столицы в сторону границы с Казахстаном, чтобы в итоге попасть на «своих четырех» в Узбекистан.
— Дороги кончаются даже не через 100 км от Москвы, а сразу за ЦКАДом, — сообщает он. — А дальше сплошь мучения. То темно, ничего не видно. То дорога вся в рытвинах. Придорожные кафе такие, что остановиться даже ради сортира страшно, уж лучше в кустики. Связь местами вообще исчезает. Заправок нет. А еще мне все время казалось, что я перенесся на машине времени в начало 90-х и сейчас у меня «отожмут» мою иномарку.
Если принять Игоря за «крайнего» в смысле радикальности критики, учитывая его богатый опыт автопробегов по Европе, то «в среднем по больнице» не все так плохо, некоторым даже нравится.
— На Кавказе дороги намного лучше наших, — делится автолюбитель из Соснового Бора, что под Питером, свозивший семью на Каспий в Дагестан. — Но вне городов там заправок вообще нет, откуда они только бензин берут? Хоть по домам ходи и проси отлить! Одну еле нашли, но там карты не принимают. После этого в горы ехать сам за рулем я не решился, если там что случится с машиной, то там и останешься. Раз заправок нет, то СТО (станции техобслуживания. — Прим. авт.) и подавно. А в остальном все круто — асфальт отличный, виды отпад, гостеприимно и недорого.
А вот саратовчанки 25 и 27 лет, принявшие предложение знакомых парней «сгонять в Питер на белые ночи» на их авто, пребывают в шоке.
— Под Питером вообще бездорожье, как при Радищеве, который из Петербурга неделю выбирался, — уверена пассажирка Лена. — Я сама-то не вожу, может, конечно, наш капитан сам дурак, но ехали мы мучительно, чуть не три дня и ночевали прямо в тачке. Как доехали, вообще не знаю. Больше никогда.
А вот семья из Серпухова, съездившая на авто в Екатеринбург, туда через Казань, а назад через Самару, своим путешествием вполне довольна. Ее глава Олег уверен, что просто надо правильно расставить приоритеты (вы едете не дороги инспектировать, а родные края познавать) и не ждать от этих краев лишнего сервиса.
— Коллега по моему совету сгонял в Екатеринбург через Волгоград, вернулся злой — мол, как в Париж съездил, все дорого, а сервиса нет, — делится Олег. — А стал расспрашивать, так он, оказывается, ехал днем, поэтому заранее оплаченные в отеле ночи у него пропадали. Конечно, это деньги на ветер! Я еду только ночью, и ерунда, что это опаснее, даже наоборот, дороги пустые, дураков нет. Если в каком-то городе хотим остановиться, утром заселяемся и до следующего утра — ровно сутки, не переплачивая. Мы всегда берем частные апартаменты на окраине, там нет проблем с парковкой и она бесплатная, никакой кемпинг не нужен. Едим или прямо в супермаркетах, где можно разогреть, или заказываем на дом. Пара канистр бензина у меня всегда в багажнике. А если расхаживать по ресторанам да ночами в отелях разбрасываться, конечно, будет дорого!
Самые рациональные из автотуристов настоятельно рекомендуют, отправляясь исследовать «стержень внутреннего туризма», непременно оформить туристическую страховку, так как внутри страны она покрывает сразу все возможные напасти на автотуриста: травмы, поисково-спасательные операции, компенсации за лечение и лекарства, а также проезд домой, если в пути личное авто выйдет из строя.
Жанна Голубицкая