На своих четырех с препятствиями: любители автотуризма поделились его ужасами

Дави на газ, все будет джаз

Россияне все чаще путешествуют по стране на частных авто — это отметили эксперты, назвав отпускные автопробеги «чайников» «стержнем внутреннего туризма» и отметив самые перспективные для российского автотуризма регионы.

Пообщавшись с теми, кто там уже побывал на своих четырех колесах, мы узнали, какие там имеются трудности и насколько они преодолимы.

Ольга Шуклина
Источник: Ольга Шуклина

По результатам опроса, проведённого Координационным центром правительства РФ, автомобиль признан самым популярным видом транспорта для путешествий по России. И это притом что удовлетворённость граждан отечественной инфраструктурой для автотуризма всего 3,55 балла из 5 возможных. По мнению президента Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергея Лобарева, автотуризм набирает обороты, так как он самый «бюджетный и укрепляющий семью вид отдыха». По прикидкам его организации, семья из трех человек может сэкономить более 30% бюджета, если поедет на отдых в автомобиле, а не поездом или самолетом, а 55 млн владельцев транспортных средств, которые являются потенциальными автомобильными туристами, желают, но не знают, куда и как поехать. Отечественная индустрия гостеприимства, куда входят отели и прочая туристическая инфраструктура, особые надежды возлагают на новую трассу М-12, связавшую Москву с Казанью, скоростное шоссе уже решено продлить до Екатеринбурга и Тюмени, а в перспективе и до Иркутска с Владивостоком. А вот саму Москву, по словам экспертов, туристы из регионов пока объезжают стороной, ведь в ней дорогие парковки и всего один автокемпинг в Сокольниках. А если б их было больше — хотя бы в Новой Москве — то и автогостей у столицы было бы больше.

По статистике наиболее востребованы у российских автотуристов Казань и окрестности, Северный Кавказ, Дагестан, Архангельская и Тверская области, Краснодарский край, Иркутская область с посещением озера Байкал, Алтай и Приморье. А раз ими интересуются, значит, они и самые перспективные для развития — так рассудили на заседании по автотуризму, напомнив, что в понятие «развитый автомаршрут» входит наличие на нем хорошего дорожного покрытия, придорожной инфраструктуры, сервиса и общепита, зон отдыха с кемпингами и глэмпингами, условия для путешественников с детьми, хорошая связь и интернет, а также объекты туристического интереса — от национальных парков до музеев.

49-летний Игорь из Москвы, автолюбитель с 35-летним стажем, уже испытал на себе «стержень» внутреннего туризма, двигаясь из столицы в сторону границы с Казахстаном, чтобы в итоге попасть на «своих четырех» в Узбекистан.

— Дороги кончаются даже не через 100 км от Москвы, а сразу за ЦКАДом, — сообщает он. — А дальше сплошь мучения. То темно, ничего не видно. То дорога вся в рытвинах. Придорожные кафе такие, что остановиться даже ради сортира страшно, уж лучше в кустики. Связь местами вообще исчезает. Заправок нет. А еще мне все время казалось, что я перенесся на машине времени в начало 90-х и сейчас у меня «отожмут» мою иномарку.

Ольга Шуклина
Источник: Ольга Шуклина

Если принять Игоря за «крайнего» в смысле радикальности критики, учитывая его богатый опыт автопробегов по Европе, то «в среднем по больнице» не все так плохо, некоторым даже нравится.

— На Кавказе дороги намного лучше наших, — делится автолюбитель из Соснового Бора, что под Питером, свозивший семью на Каспий в Дагестан. — Но вне городов там заправок вообще нет, откуда они только бензин берут? Хоть по домам ходи и проси отлить! Одну еле нашли, но там карты не принимают. После этого в горы ехать сам за рулем я не решился, если там что случится с машиной, то там и останешься. Раз заправок нет, то СТО (станции техобслуживания. — Прим. авт.) и подавно. А в остальном все круто — асфальт отличный, виды отпад, гостеприимно и недорого.

А вот саратовчанки 25 и 27 лет, принявшие предложение знакомых парней «сгонять в Питер на белые ночи» на их авто, пребывают в шоке.

— Под Питером вообще бездорожье, как при Радищеве, который из Петербурга неделю выбирался, — уверена пассажирка Лена. — Я сама-то не вожу, может, конечно, наш капитан сам дурак, но ехали мы мучительно, чуть не три дня и ночевали прямо в тачке. Как доехали, вообще не знаю. Больше никогда.

А вот семья из Серпухова, съездившая на авто в Екатеринбург, туда через Казань, а назад через Самару, своим путешествием вполне довольна. Ее глава Олег уверен, что просто надо правильно расставить приоритеты (вы едете не дороги инспектировать, а родные края познавать) и не ждать от этих краев лишнего сервиса.

— Коллега по моему совету сгонял в Екатеринбург через Волгоград, вернулся злой — мол, как в Париж съездил, все дорого, а сервиса нет, — делится Олег. — А стал расспрашивать, так он, оказывается, ехал днем, поэтому заранее оплаченные в отеле ночи у него пропадали. Конечно, это деньги на ветер! Я еду только ночью, и ерунда, что это опаснее, даже наоборот, дороги пустые, дураков нет. Если в каком-то городе хотим остановиться, утром заселяемся и до следующего утра — ровно сутки, не переплачивая. Мы всегда берем частные апартаменты на окраине, там нет проблем с парковкой и она бесплатная, никакой кемпинг не нужен. Едим или прямо в супермаркетах, где можно разогреть, или заказываем на дом. Пара канистр бензина у меня всегда в багажнике. А если расхаживать по ресторанам да ночами в отелях разбрасываться, конечно, будет дорого!

Ольга Шуклина
Источник: Ольга Шуклина

Самые рациональные из автотуристов настоятельно рекомендуют, отправляясь исследовать «стержень внутреннего туризма», непременно оформить туристическую страховку, так как внутри страны она покрывает сразу все возможные напасти на автотуриста: травмы, поисково-спасательные операции, компенсации за лечение и лекарства, а также проезд домой, если в пути личное авто выйдет из строя.

Жанна Голубицкая