На чем можно проехать там, где нет дорог? На вездеходе! «Пластун» — это русский вездеход, выпускающийся с 2021 года.
Вездеходная платформа «Пластун» создана специально для использования на бездорожье и движения по грунтам со слабой несущей способностью (в том числе по болотам и пескам), по глубокому снегу и водным преградам (это амфибия) в различных климатических регионах (в диапазоне от −50°С до +50°С) и условиях.
«Пластун» оснащен сверхпрочной композитной гусеницей, конструкция которой разработана с учетом специфики эксплуатации машины. Композитная гусеница обеспечивает высокую проходимость по пересеченной местности и при этом позволяет передвигаться по дорогам общего пользования без ущерба для покрытия.
Основа конструкции вездехода — это прочная стальная рама из профильной 4-миллиметровой трубы. Корпус изготавливается из алюминиевого сплава АМг-5, который обычно применяется в авиа- и судостроении.
Нижняя часть корпуса сварена из листов АМг-5 толщиной 4 мм и представляет собой герметичную «лодку», обеспечивающую плавучесть вездехода. В конструкцию интегрирована система автоматической откачки воды из салона.
В салоне применяются современные вибро- и шумоизоляционные материалы, имеющие высокую износо- и температуростойкость.
Моторный и трансмиссионный отсек находится в задней части кузова. В средней части расположен пассажирский салон, а в передней оборудован отсек для вспомогательного оборудования, аккумулятора и лебедки.
На крыше имеется вместительный багажник.
Основной задачей при конструировании вездехода было обеспечение доступности и ремонтопригодности его основных агрегатов и узлов, поэтому в качестве силовой установки для «Пластуна» был выбран современный бензиновый двигатель ВАЗ-21129 объемом 1,6 литра мощностью 106 л.с. (максимальный крутящий момент 148 Нм).
Здесь этот мотор работает в паре с механической пятиступенчатой коробкой передач Renault JR5 515. Такое сочетание двигателя и КПП используется на моделях Lada Vesta и Lada XRay. Для повышения крутящего момента и снижения скорости вращения ведущих колес применены редукторы особенной конструкции, разработанные с участием специалистов МГТУ им. Н. Э. Баумана. Имеются два типа планетарных редукторов с передаточными числами 1,55 и 3,0, что позволяет варьировать крутящий момент в зависимости от целей применения вездехода.
Подвеска вездехода оригинальная, собственной конструкции, полностью независимая, длинноходная. Энергоемкие пружины готовы преодолеть тысячи километров бездорожья, и в целом каждый элемент подвески обладает большим запасом прочности. Амортизаторы изготовлены с расчетом на низкие температуры.
Проходимость вездехода «Пластун» обеспечивается высокой мощностью, низким давлением на грунт, значительными углами въезда/съезда, большим дорожным просветом, низким центром тяжести, плавучестью и устойчивостью в воде.
В стандартное оснащение вездехода входит световая техника Hella, мощные прожекторы для кругового освещения, лебедка ComUp на 5,4 тонн и блок усиления лебедки ComUp на 10 тонн, мультимедиа с GPS-навигатором и SIM-картой, камера заднего вида, обогрев салона, лобовое стекло с омывателем и подогревом, наружные зеркала заднего вида с подогревом, набор инструментов (лопата, топор, лом, пила).
Две базы платформы (длиной 4,0 и 4,7 метра) позволяют создавать конфигурации вездехода под конкретные цели — от частного до коммерческого использования. Это может быть перевозка пассажиров, грузов и совершенно разные условия эксплуатации.
Нам удалось прокатиться на версии «Пластун Арктика», созданной для самых суровых погодных условий. Этот вездеход длиной 4710 мм (ширина 2450 мм, высота 2150 мм) в снаряженном состоянии весит 2890 кг, его удельное давление на почву составляет всего 0,102 кг/см кв. Для «Арктики» предлагается топливный бак объемом 100 или 120 литров — на выбор.
Эта модификация оснащается дополнительным аккумулятором большой емкости, утепленными салоном и моторным отсеком, автономным отопителем салона и моторного отсека, двойными стеклами по периметру, электроподогреваемыми сиденьями, рулем, лобовым и задним стеклами. Все технические жидкости, использующиеся в машине, рассчитаны на эксплуатацию при экстремально низких температурах.
Для водителя и пассажиров в кабине установлены два передних сиденья (с ремнями безопасности) и задние, расположенные вдоль кузова и позволяющие разместить от двух до шести человек. Задний ряд сидений трансформируется в спальное место для двух человек. Есть возможность установить сзади два комфортных кресла с ремнями безопасности — такие же, как в первом ряду.
Огромный плюс «Пластуна» и в том, что здесь установлено управление автомобильного типа, хорошо знакомое любому водителя. Поэтому для управления вездеходом не требуется никаких особенных навыков. Можно смело отправляться навстречу приключениям.