Построенная на иностранной платформе, она окажется вне конкуренции по цене среди китайских «одноклассников», однако может отнять покупателей у флагманской Vesta.
В рамках Петербургского международного экономического форума АвтоВАЗ впервые покажет новую компактную модель В-класса под названием Lada Iskra. Ее разработка начиналась еще при участии Renault, а потому в основу «Искры» легла глобальная платформа CMF-B. Согласно условиям сделки по передаче российских активов Renault в госсобственность, эта «тележка» досталась «АвтоВАЗу», и с целью достижения технологического суверенитета модели была подвергнута реинжинирингу, получив название XJO. Инвестиции в создание нового семейства Lada Iskra составляют порядка 37 млрд рублей. Старт серийного производства новинки запланирован на начало 2025 года.
Технические характеристики «Искры» пока держатся в секрете, однако уже известно, что в линейку нового семейства будут входить седан, универсал и универсал повышенной проходимости в версии Cross. Дизайн автомобилей Iskra выполнен в единой стилистике с современными моделями Lada.
Как считает руководитель отдела по развитию продуктов и услуг ГК «Альфа-Лизинг» Максим Давиденко, наиболее доступным будет седан и, в текущих ценах при отсутствии резких скачков стоимости авто к моменту запуска модели, его «стартовую» цену производитель удержит в диапазоне 950 тысяч — 1 млн рублей. Стоимость универсала Lada Iskra может начинаться в диапазоне 1,25−1,35 млн рублей, а за версию Cross нужно будет доплатить еще 150−200 тыс. рублей.
«Думаю, что сегодня о ценах говорить еще рано. Если бы машину запускали на рынок сейчас, то менеджмент “АвтоВАЗа” постарался бы установить на базовую версию психологически комфортную цену, не превышающую 1 млн рублей, но какая ситуация сложится к началу выпуска “Искры”, пока неясно», — рассуждает обозреватель автопортала «Дром» Сергей Арбузов.
В модельном ряду Lada новая Iskra займет место между бюджетной Granta и флагманской Vesta, при этом в среднесрочной перспективе она должна полностью заменить «Гранту». Согласно данным «АвтоВАЗа», Lada Granta занимает 47% в общем объеме реализации предприятия по итогам четырех месяцев 2024-го, на «Весту» приходится 27%, оставшуюся долю поделили между собой внедорожники Niva Legend и Niva Travel. Однако с возвращением на рынок Lada Largus в июне, структура продаж «АвтоВАЗа» претерпит некоторые изменения.
По мнению коммерческого директора сети дилерских центров «Прагматика» Александра Шапринского, «Искра» должна стать одним из драйверов продаж «АвтоВАЗа», ее доля в модельном ряду Lada составит не менее 25%. У новинки в своем ценовом сегменте нет конкурентов среди китайских марок. Этот автомобиль по праву может стать народным благодаря своей доступности и техническому оснащению.
В свою очередь, Сергей Арбузов считает, что, если к моменту начала производства «Искры» общая ценовая картина сохранится, то новинка будет отбирать покупателей не у «Гранты», а у Lada Vesta. При этом потенциально потребительские свойства «Искры» выше, чем у Vesta за счет большего технологического совершенства иностранной платформы, поэтому покупатель будет выбирать между «Искрой» и «Вестой», скорее, в пользу новинки.
«Что касается “Гранты” ее будут держать на конвейере как можно дольше: реальная покупательная способность населения падает, и Granta — это единственный автомобиль, доступный большинству граждан», — резюмирует Сергей Арбузов.
Александ Чупров