Китайский рынок новых машин интересен нам по двум причинам. Во‐первых, дает понять, какие еще марки и модели можно ожидать у нас в ближайшем будущем.
Во‐вторых, позволяет оценить разницу в предпочтениях россиян и китайцев. Может быть, мы что-то не то покупаем? Или они нам что-то не то продают?
Точки пересечения
Первое и главное, что определяет различия двух рынков: китайцы ныне обожают электротягу, а мы по-прежнему верны ДВС. Самая продаваемая модель в Китае — электрический кроссовер Tesla Model Y, и еще четыре электромобиля входят в Топ‐10.
Даже если отбросить все «электрички», картины всё равно слабо сопоставимы. Популярный у нас Haval Jolion в Китае не продают — он задуман как экспортная модель. А редкое совпадение интересов — Geely Monjaro. В России он замкнул десятку лучших продаж в прошлом году, в Китае — на 28‐й позиции (из 711 моделей).
Changan, весьма почитаемый китайцами, россияне только начали изучать. Chery у нас — лидер среди китайских компаний, на родине — лишь пятый среди китайских и пятнадцатый среди всех.
Кто есть что
Многое встает на свои места, если учесть, что Chery — крупнейший среди китайских марок экспортер. Дома продал около полумиллиона машин, а за границами — свыше 900 тысяч. Внешний рынок — его главное поприще.
Еще более яркий пример: марка SAIC, продавшая за рубежом в 20 раз больше, чем дома. Мы с ней пока слабо знакомы, но явно предстоит более тесный контакт — в частности, для ее бренда MG (в прошлом британского) уже создается дилерская сеть.
Вообще в китайском автомире, а теперь и у нас тоже, всё очень запутано из-за обилия брендов и суббрендов. Помимо MG, концерну SAIC принадлежат марки Roewe, Maxus, Baojun и Wuling, которые тоже фигурируют на нашем рынке — и тоже слабо.
Это нормальная там практика: представленные у нас Kaiyi, Jetour, Jaecoo, Omoda и Exeed — бренды Chery.
А так, между прочим, SAIC — крупнейший китайский производитель, входит в «большую четверку» наряду с марками FAW, Changan и Dongfeng. И всё это — госкомпании.
Что с ценами?
В ценовые нюансы лучше не вдаваться, чтобы не испортилось настроение. Но очень уж интересно.
Минимальная официальная цена Geely Monjaro в России — 4,7 млн рублей, а если удариться в кредит и trade-in — то 4 млн (на начало апреля). Цена в Китае — около 160 тысяч юаней, что в пересчете дает 2 млн рублей.
Оно понятно: доставка, растаможка, НДС, утильсбор, наценки завода и дилера. Но откуда двукратная разница? Это ведь не «параимпорт», а официальные продажи.
Рискни «АвтоВАЗ»продавать «Гранту» в Китае, она стоила бы 120−130 тысяч юаней и ни с кем конкурировать бы не смогла. Даже электрокроссовер BYD Yuan Plus — и тот дешевле.
А выводы просты. Китайские компании продают нам то, что сами хотят продавать. И по ценам, которые им нравятся. Появятся ли у нас действительно недорогие китайские машины? Вообще-то уже появились. Changan Alsvin в Китае стоит от 650 тысяч рублей — меньше «Гранты». Почему у нас он стоит 1,5 млн? Вопрос риторический.
Сергей Зиновьев