Генерал-майор напомнил, что эта тема не раз поднималась, в том числе и в СМИ, предлагались для обсуждения различные законопроекты. Однако вопрос остается в плоскости юридических тонкостей. Можно ли привлекать водителя к ответственности два раза за одно наказание?
По его словам, в Кодексе уже прописаны более жесткие наказания для тех, кто совершил такое же нарушение повторно. Например, за выезд на встречную полосу впервые предусмотрен штраф — 5 тысяч рублей. За повторное нарушение — лишение прав. Введение по аналогии с западной системой штрафных баллов не требуется.
Однако стоит напомнить, что у нас довольно часты случаи, когда нарушители своевременно оплачивают штрафы, но продолжают нарушать. Ничто на них не действует. Деньги есть — гуляй — не хочу.
И с такими нарушителями нынешняя система наказаний бороться не может. Потому что даже если водитель совершил 100 нарушений Правил дорожного движения, но заплатил за все штрафы, то предъявить ему претензии нельзя.
Если нарушитель бюджету не должен — привлечь не за что. Дважды не совершал злостные нарушения — свободен. Выявленные на камеру нарушения вообще не считаются, поскольку наказания выставляются не водителю, а собственнику автомобиля. А уж кто был за рулем в момент нарушения — установить сложно и требует проведения расследования.
Однако идея о привлечении к ответственности за систематические нарушения правил давно витает в воздухе. При учете того, что большинство из них выявляется камерами, это создает проблему. Автомобиль нельзя привлечь к ответственности. Можно наказать его собственника или его владельца. Как их разделить — непонятно. Поэтому и обсуждается сейчас всерьез возможность наложения временного запрета на эксплуатацию машины, за которой числятся сотни штрафов. «РГ» уже писала об этом.
Впрочем, на конференции речь шла о другом. На ней презентовали новую социальную кампанию под названием «ПРОдвижение БЕЗопасности». Эта кампания, по словам Олега Понарьина, нацелена на то, чтобы объяснить водителям любых транспортных средств — от мотовелосипедов, СИМ до мотоциклов и автомоблей — необходимость соблюдения скоростного режима.
Дело в том, что сейчас по закону у нас есть ограничения такого режима. Но по Кодексу об административных правонарушениях установлен некий их лимит. Если скорость не привышена более чем на 20 км/ч, то и нарушения нет.
Однако на практике все выходит немного иначе. Дело в том, что не всегда водители совершают правонарушения сознательно. Например, стоит на дороге знак ограничения скорости «60» или «110» Но не факт, что по этой дороге можно двигаться с такой скоростью. По словам Олега Понарьина, знаки устанавливаются в соответствии с допустимыми условиями движения.
Например, на платных дорогах знаки выставляются в зависимости от возможностей движения. На прямом участке может быть «130». На кривом — «110», а то и «90». Дело в том, что дороги проектируются под определенную скорость передвижения. Максимальная в России — 150 км/ч. Поэтому владельцы дорог устанавливают ограничения именно исходя из этого числа. Минус 20 км.
Это обеспечивает безопасность прохождения поворотов фурами. Если они соблюдали скоростной режим.
По мнению Олега Понарьина, новая акция позволит объяснить таким водителям, что соблюдать скорость надо не только ориентируясь на знаки, но и на дорожные условия.
Владимир Баршев