Как производят автомобили: крупноузловая сборка

Авто Mail рассказывает о том, что такое крупноузловая сборка автомобилей (SKD)
Матвей Крылов
Автор Авто Mail

Крупноузловая сборка — это самая простая технология выпуска автомобилей, которые поступают на предприятия в виде машинокомплектов — конструктора из готовых деталей. Про такие автосборочные предприятия говорят, что они работают в режиме SKD (Semi Knocked Down — с англ. «полуразобранный) или занимаются “отверточной сборкой”.

Крупноузловая сборка автомобиля «Москвич 6» на линии завода «Москвич».
Крупноузловая сборка автомобиля «Москвич 6» на линии завода «Москвич».Источник: РИА Новости

С чего начинается крупноузловая сборка автомобилей? На первом этапе на автозавод поставляются кузова, двигатели, трансмиссии, детали подвески и другие узлы. Перед началом сборки специалисты тщательно проверяют целостность кузова — не получил ли он повреждения в ходе транспортировки, — и работоспособность отдельных агрегатов.

Например, на автозавод «Москвич» кузова приходили из Китая, уже будучи окрашенными и в сборе — фары, двери, стекла и детали интерьера на них уже установлены, — и поступают на линию, где на них набивается VIN-номер. Параллельно специалисты занимаются сборкой шасси, детали автомобиля и ходовой части устанавливаются на специальную платформу, где к ним монтируются силовой агрегат, трансмиссия, элементы подвески, система выпуска и тормозной системы. Сейчас же на заводе запущено мелкоузловое производство.

Мелкоузловая сборка на заводе Москвич
Источник: Москвич

Далее происходит самый ответственный процесс, который на профессиональном сленге называется «свадьбой» — это соединение кузова автомобиля с шасси. В финале на машину монтируют недостающие детали, подключают электропроводку, подсоединяют шланги и трубки, заливают и прописывают необходимый «софт».

Затем в автомобиль заливают технические жидкости, после чего он отправляется на цикл испытаний. Специалисты проверяют работу электроники машины и выводят ее на короткую тестовую трассу (как правило, несколько сотен метров) и изучают машину в движении — нет ли подозрительных шумов, работают ли все системы автомобиля должным образом. Наконец, машины отправляются на стоянку, а оттуда их распределяют по дилерским центрам на автовозах.

Крупноузловая сборка автомобиля "Москвич 6" на линии завода "Москвич".
Источник: РИА Новости

Несмотря на кажущуюся простоту, SKD-сборка автомобилей — это очень ответственное мероприятие, ошибки при котором недопустимы. На современных заводах внедрены системы контроля качества, также существует отдельная зона для обучения и тренировок — с гайковертами, схемами и компьютерами. Например, для тех рабочих, которые находились в простое, и им требуется отточить определенные навыки.

Крупноузловая сборка автомобилей делится на несколько категорий в зависимости от уровня технологичности и компетенции автозавода, а также его договоренностей с оригинальным поставщиком машинокомплектов. Самый примитивный процесс, который еще называют DKD-сборкой, это когда завод-производитель разбирает уже полностью готовые и протестированные автомобили на небольшое количество крупных узлов, после чего их доставляют для сборки на другой завод. Самая сложная категория SKD — когда сборка автомобиля на заводе начинается с голого кузова.

Большинство автомобильных заводов России, которые принадлежали ушедшим из России корейским, японским и западным брендам, уже возобновили производство машин. И начали они именно с крупноузловой сборки китайских автомобилей, планируя постепенно наращивать локализацию производства.

Завод Citroen и Peugeot в Калуге
Завод Citroen и Peugeot в Калуге
Завод Citroen и Peugeot в Калуге
Завод Citroen и Peugeot в Калуге
Завод Citroen и Peugeot в Калуге
8

К примеру, на бывшем заводе «ПСМА Рус» в Калуге ведется крупноузловая сборка среднеразмерных кроссоверов Citroen C5 Aircross из машинокомплектов, привезенных из Китая. На петербургском экс-заводе Nissan (ныне называется «Автозавод Санкт-Петербург») наладили выпуск кроссоверов Chery Tiggo 7 Pro под новым отечественным брендом Xcite.

Автотор
Источник: Автотор

Крупноузловую сборку ведет и калининградский «Автотор», сотрудничающий с рядом китайских брендов, включая Jetour, Kaiyi и BAIC. Липецкий завод «Моторинвест» выпускает CKD-методом электромобили под российским брендом Evolute. На заводе Mercedes-Benz в подмосковном Есипово собираются наладить выпуск китайских автомобилей машин в ближайшие месяцы, впрочем, имя производственного партнера из КНР еще не раскрывается.