Минтрансу удалось согласовать с региональными властями, МВД и бизнесом новые федеральные правила применения дорожных камер. Нормы вступают в силу 1 сентября — соответствующее постановление скоро будет направлено в правительство.
Для этого транспортному ведомству пришлось пойти на компромисс, исключив из проекта вызвавшие критику положения, в частности об обязательном соответствии всех камер ГОСТу, а также важной роли так называемых динамических дорожных табло. При этом в документе появилась норма, обязывающая маркировать автомобили с передвижными комплексами фиксации нарушений так, чтобы участники движения могли их заранее заметить на дороге.
Созданная в рамках «регуляторной гильотины» рабочая группа «Безопасность дорожного движения» согласовала проект постановления правительства РФ с правилами установки дорожных камер. Теперь, пояснил «Ъ» сопредседатель рабочей группы Евгений Литвин, документ направят в правительственную подкомиссию при реформе контрольно-надзорной деятельности аппарата правительства РФ, а после окончательного согласования — на подпись премьеру. Документ разрабатывался Минтрансом, но в ведомстве его не комментируют.
В России, напомним, более 30 тыс. дорожных камер, их число растет. В правительстве приводят статистические данные, свидетельствующие о том, что это ведет к снижению аварийности. Водители при этом относятся к камерам скептически, считая, что результатом повсеместного внедрения комплексов автоматической фиксации нарушений становятся порой несправедливые и незаконные штрафы. Генпрокуратура и ГИБДД ранее заявляли, что региональные власти в ряде случаев устанавливают камеры для пополнения бюджета.
В законе, который разрабатывался комитетом по транспорту Госдумы и Минтрансом («Ъ» не раз рассказывал о нем), содержатся общие нормы, в том числе правила согласования мест установки комплексов, финансирование сопутствующих расходов и т. д. В постановлении же закрепят технические детали, включая допустимое расстояние между камерами на дороге, порядок их учета и т. д.
Первая редакция документа была опубликована в декабре 2023 года, предполагалось, что проект быстро согласуют, но возникли сложности. В ходе развернувшейся вокруг документа дискуссии Минтранс то добавлял, то убирал из документа нормы, пытаясь найти компромиссное решение, которое устроило бы операторов камер, МВД, общественность и регионы.
В одной из редакций ведомство, к примеру, намеревалось закрепить возможность вынесения штрафов за нарушение требований так называемых динамических табло — экранов над дорогой, куда выводятся переменные (например, во время дождя) ограничения скорости. Однако после критики МВД от идеи отказались. В последнем варианте, по данным «Ъ», появились требования маркировать автомобили с передвижными камерами (например, цветографическими схемами или знаками).
Минтранс согласился убрать ссылку на ГОСТ 2016 года, в котором содержатся требования к составу фото- и видеоматериалов для доказательной базы — такая ссылка сделала бы стандарт обязательным. Против этого выступили региональные власти: не соответствующие стандарту комплексы пришлось бы отключить. В группе компаний «Урбантех» ранее заявляли, такая участь могла бы ждать до 70% всех камер.
«Если камера не обеспечивает полноту доказательной базы, то невозможно установить, была ли ошибка или нет, что влечет наказание невиновных, — считает эксперт по системам фотовидеофиксации, один из разработчиков стандарта Григорий Шухман.— В 2016 году ГОСТ сделали добровольным, чтобы у операторов камер и регионов было время на обновление камер. Прошло восемь лет с принятия стандарта, а воз и ныне там».
«Постановление и сам закон получились несовершенными, — говорит он.— Экспертное сообщество и регионы склоняются к тому, что нужно приостанавливать действие закона или вносить в него поправки». «Основные вопросы возникают именно к нормам законодательства, постановление их лишь конкретизирует, не добавляя ничего принципиально нового, — пояснил “Ъ” заместитель генерального директора корпорации “Строй Инвест Проект” (производитель камер) Андрей Заушицын.— В законе, к примеру, прописано правило, что зона контроля комплекса не может начинаться раньше чем через 100 метров после начала населенного пункта. То есть выходит, что на этом отрезке разрешено нарушать». По какой-то причине разработка закона прошла мимо участников рынка и регионов, заметил господин Заушицын, поправки, по сути, начали обсуждать уже после публикации. По информации «Ъ», на этапе разработки закона думский комитет по транспорту привлекал экспертов из Москвы, Московской области, ассоциации ОКО.
На прошлой неделе в Москве, отметим, прошел семинар «Фотовидеофиксация: вопросы и проблемы исполнения нового законодательства» с участием представителей нескольких десятков регионов, которые критически оценили нововведения: не исключено, что будет готовиться соответствующее обращение к властям от субъектов. Отдельная позиция, по данным «Ъ», у ЦОДД Москвы, который тоже видит определенную угрозу в нововведениях и ищет способы выйти из-под регулирования до вступления в силу закона.
«Никакой закон не может быть идеальным, — прокомментировал эти дискуссии “Ъ” глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.— Надо, чтобы документ вступил в силу, поработал два-три года, и потом уже посмотрим, нужно ли вносить в него поправки».
Иван Буранов