Параллельный импорт автомобилей идет на спад, в апреле 2024-го их доля в числе новых зарегистрированных машин снизилась до 11%. При этом в феврале и марте показатель был на уровне 15−16%. Такие данные приводят эксперты банка «Открытие» и компании «Автомаркетолог». Чаще всего по альтернативным каналам в апреле ввозили китайскую марку Lixiang, которая известна гибридными машинами и электромобилями. В тройку также вошли Toyota и BMW.
Что будет дальше с параллельным импортом автомобилей? Руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев говорит, что в ближайшие несколько месяцев такой ввоз упадет еще сильнее: «Причина снижения банальна и проста. В марте мы увидели абсолютный пик, потому что до 1 апреля старались ввезти как можно больше автомобилей и продать их. При этом, если мы посмотрим на эти цифры, то 11% от доли рынка в принципе соответствует показателям прошлого года.
При этом понятно, что дальше доля параллельного импорта будет сокращаться, потому что ужесточение правил ввоза, увеличение платежей, перекрытие канала через Киргизию с занижением таможенной стоимости и Белоруссию с оформлением на льготников приводит к повышению стоимости автомобиля. Тот же Geely Monjaro покупали потому, что он был значительно дешевле, чем поставляемый официально.
Игроки, которые сами ввозят машины по параллельному импорту, подтвердили такую тенденцию. Сейчас из-за границы заказывают в основном премиальный сегмент, отметил специалист по подбору автомобилей Артур Брума. По его словам, бюджетные машины из-за всех дополнительных платежей везти невыгодно: «Что касается количества продаваемых автомобилей, то в мае наблюдается общий спад на рынке. И можно отметить, что это затишье на всех фронтах. Такая ситуация вызвана как длительными выходными, так и погодными явлениями. Отдельно можно отметить и то, что количество привезенных автомобилей по параллельному импорту от общей массы действительно значительно сократилось.
Меньшую — иномарки с американского рынка, с аварийных аукционов, которые побывали в значительных ДТП либо получили повреждения от наводнений и стихийных бедствий. Соответственно, такие автомобили имеют низкую закупочную стоимость, и их достаточно рентабельно восстанавливать и продавать».
В апреле более трети ввезенных по параллельному импорту машин пришлось на китайские бренды. Аналитики предполагают, что в ближайшие несколько месяцев они уступят первое место европейским маркам.
Елена Иванова