«Большая зеленая сделка» (БЗС), обозначенная, как средство, способное дать Европе безуглеродное будущее, начала приносить плоды. Настолько же неожиданные, насколько и нежеланные. Увеличение на дорогах мира числа транспортных средств, не нуждающихся в заправках углеводородной горючкой, обернулось недобором налогов. Причем по объективной причине: меньше машин с двигателем внутреннего сгорания — меньше продаж бензина и солярки. А значит и меньше выплат налога на топливо от компаний, занимающихся его реализацией. Подробности — в материале «Известий».
Помощь вам — за ваши же деньги
Согласно расчетам Международного энергетического агентства, к 2035 году сумма налоговых потерь по всему миру достигнет €100 млрд. По данным МЭА, в 2023 году 60% недобора пришлось на Европу.
Внедрение электромобилей и осуществление в соответствии с БЗС постепенного вытеснения электрокарами с автодорог транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания столкнулось с рядом непредусмотренных трудностей. Хотя спрос на электромобили и растет, но не такими темпами, как ожидалось. Поэтому многие компании начали вести между собой ценовую войну с целью привлечения новых потенциальных потребителей.
В дополнение к увеличению затрат на субсидии для будущих электромобилистов теперь проявился еще и недобор по налогам. В 2023 году электромобили помешали собрать во всём мире €11,14 млрд в виде налогов на бензин и дизельное топливо. С другой стороны, деньги, собранные от налогов на эти автомобили, составили €1,860 млрд. То есть чистый убыток бюджетов по этой статье составил €9,280 млрд. Хотя эти цифры могут показаться небольшими в глобальном масштабе, при нынешних темпах роста рынка электромобилей этот объем потерь достигнет €102,09 млрд в 2035 году во всём мире.
Старый Свет теряет больше всех
Опубликованный в апреле нынешнего года МЭА отчет Global EV Outlook 2024, свидетельствует, что 60% такого рода потерь концентрируется в Европе. При этом в Европе реализовано лишь 25% от общемирового объема продаж электромобилей, в США и того меньше — 10%. А безусловным лидером в торговле электрокарами выступает Китай, на чью долю приходится 60% всех продаж. Это один из недостатков рынка электромобилей — его высокая концентрация.
Важно учесть, что налоги на топливо в Европе выше, чем в Китае и США. Например, налог на бензин во Франции, Германии и Италии в шесть раз выше, чем в Китае. Основываясь на имеющихся этих и других данных, аналитики прогнозируют сокращение налоговых поступлений на территории ЕС до €64,960 млрд в 2035 году, что превышает показатель €15,78 млрд в Китае и €278 млн в США. Столь небольшие потери Вашингтона связаны с тем, что США занимают четвертое место в мировом списке ставок налога на топливо. Меньше отчисления по этой статье только в России, Бразилии и Индонезии, отмечает министерство энергетики США.
То есть увеличение использования электромобилей приводит к снижению доходов от топлива. Чтобы стимулировать пересаживание населения с «углеродоопасных» авто на (условно) «углеродочистые» электромобили, правительствам придется сильно задуматься и об увеличении субсидий на приобретение электрокаров и о повышении налогов на топливо для ДВС. Скорее всего, отмечает испанское экономическое издание El Economista, придется повысить ставки и каких-то еще сборов в пользу казны, иначе экономика так и не «позеленеет».
Зеленый призрак преследует Европу
Эта ситуация стала одной из причин, по которой Норвегия решила изменить свою стратегию. В течение многих лет скандинавская страна вводила меры по стимулированию продаж электромобилей, таких как отмена НДС при покупке электромобилей. Такая стратегия должна была способствовать тому, что в 2023 году 95% всех продаваемых в стране автомобилей были бы электрическими. Однако норвежскому правительству пришлось отступить, отказавшись от налоговых льгот, которыми пользовались компании, имеющие электромобили в своих автопарках. Похоже, Осло не хочет повторения того, что произошло в период с 2019 по 2020 год, когда поступления от налогов на топливо сократились на 11% в результате внедрения электромобилей.
В Бельгии также не понаслышке знают об этом побочном эффекте политики, направленной на поощрение использования электромобилей. В настоящее время налоги на топливо позволяют бельгийскому государству собирать €8 млрд ежегодно, однако использование транспортных средств, не «кушающих» бензин или дизельное топливо, может привести к дыре в размере от €1,4 до €1,5 млрд. Об этом свидетельствует отчет, подготовленный совместно EY и TML (Transport & Mobility Leuven), в котором указано, что администрация Бельгии должна сократить помощь, выделяемую на приобретение электромобилей, на €160 млн.
На Пиренейском полуострове ситуация аналогичная. Так, в сентябре 2023 года в отчете Deloitte указывалось, что правительству Португалии следует уменьшить налоговую льготу на приобретение электромобилей в общем государственном бюджете на 2024 год. В частности, владельцы этого типа машин освобождены (пока) от уплаты ежегодного налога на владение ТС. Кроме того, собственники электрокаров платят меньше НДС за ремонт.
Все эти меры были направлены на стимулирование рынка электромобилей в Португалии, где в 2023 году зафиксирован рост продаж легких электромобилей на 101,9% по сравнению с предыдущим годом. Однако эта же политика создает риск для сбора налогов португальским казначейством. В этом смысле необходимо отметить, что электромобилей на территории Португалии лишь 0,9% от количества всех ТС.
В Испании использование электромобилей не дошло до той точки, когда можно было бы срочно заняться этим спором. Хотя продажи этих автомобилей в 2023 году выросли на 73,4%, на их долю приходится лишь 5,6% от общего объема продаж. Поэтому усилия правительства по-прежнему направлены на содействие приобретению электротранспорта. Согласно действующему в стране плану MOVES III, государство оказывает помощь на приобретение электромобилей и автомобилей с гибридными силовыми установками. Размер субсидий от правительства для физического лица в этом случае может достигать €7 тыс..
Платить за каждый километр
Отказ от предоставления субсидий делает электрокар неконкурентоспособным и затрудняет переход на «зеленый» транспорт. По данным бельгийской исследовательской компании Transport & Mobility Leuven (TML), срочность устранения дыры в доходах от топлива настолько велика, что в некоторых странах пришлось принять непопулярные меры в отношении электромобилей. В марте текущего года министерством финансов Израиля было предложено обложить налогом 0,15 шекеля (€0,03) каждый километр, пройденный электромобилями или гибридами. Чтобы мера не выглядела откровенным грабежом, власти заявили, что это необходимо для финансового обеспечения продолжающейся войны в секторе Газа.
В Новой Зеландии с 1 апреля вступила в силу мера, согласно которой владельцы полностью электрических автомобилей должны платить €42 (76 новозеландских долларов) за каждую пройденную 1 тыс. км, а владельцы подключаемых гибридов обязаны платить €21 (38 новозеландских долларов) за ту же дистанцию. В последнем случае ставка ниже, поскольку гибридные автомобили уже платят налог на топливо.
Канадская провинция Альберта в конце февраля одобрила введение дополнительной пошлины в размере €135 (200 канадских долларов) за регистрацию электромобилей. Мера, которая вступит в силу в январе 2025 года, не коснется владельцев гибридных машин. По оценкам властей, в следующем финансовом году будет собрано €678 тыс. (1 млн канадских долларов), и ожидается, что в 2026 году этот объем увеличится до €5,42 млрд (8 млн канадских долларов).
Со своей стороны, МЭА предлагает другие меры, такие как сокращение закупок топлива у производителей (предпочтительно — импорта горючего странами, которые не производят свое в достаточном количестве) или введение платы за проезд. Последняя, по мнению разработчиков, может «способствовать уменьшению пробок, снижению загрязнения воздуха и шума».
Короче говоря, сокращение доходов от топлива является логическим следствием увеличения использования электромобилей. Пока не известно, как будут действовать европейские правительства, для которых эта проблема кажется более угрожающей. Стоит иметь в виду, что в 2022 году по дорогам ЕС курсировало 252 млн легковых автомобилей, из которых только 1,2% были электрическими. Таким образом, данные МЭА, по-видимому, указывают на то, что переход к электромобилям в Старом Свете является долгим и непростым. Страны ЕС, по словам Хавьера Эрнандеса, аналитика упомянутого выше испанского издания, «должны действовать очень осторожно, чтобы не принимать меры, препятствующие доступу к этому типу транспортных средств, с целью исправить снижение из-за налога на топливо».
А пока можно констатировать, что отмена субсидий на приобретение электрокаров и введение различных налогов на использование этого типа машин способствует снижению потребностей рынка в этом виде ТС и вынуждает мировой автопром корректировать объемы производства электромобилей в сторону уменьшения.
В октябре 2023 года General Motors объявила о замедлении производства электромобилей, запланированном на 2024 и 2025 годы. Компания, которая планировала выпустить 400 тыс. электромобилей с 2022 года до середины этого года, изменила планы из-за падения спроса. Целью было скорректировать производство автомобилей этого типа с учетом краткосрочного замедления темпов роста. В результате компания предпочла отложить до следующего года открытие завода в Мичигане.
Компания Ford, вышедшая из убытков в 2023 году, объявила в январе прошлого года о снижении производства своей электрической модели F-150 Lightning. Tesla указала по случаю публикации своих результатов, что производство в этом году «может быть заметно ниже».
Volkswagen также изменил стратегию. Немецкий концерн объявил в марте 2021 года о строительстве шести гигафабрик мощностью 240 ГВт/ч, которые вступят в строй в 2030 году. Однако в ноябре 2023 года компания отложила строительство четвертого завода по производству электрических батарей. По словам Оливера Блюма, генерального директора Volkswagen, решение было принято, исходя из «рыночных условий, в том числе медленного роста электромобилей в Европе».
Акио Тойода, генеральный директор Toyota, в период с 2009 по 2023 год неоднократно демонстрировал свой скептицизм в отношении электромобилей. Недавно он отметил, что в будущем они будут составлять лишь 30% всей продукции мировой автомобильной промышленности.
Похоже, экономически судьбу «Большой зеленой сделки» рынок уже решил. Вот только до умов политиков ЕС это еще не дошло.
Владимир Добрынин