в случае отказа пройти освидетельствование на алкоголь сотрудник ГИБДД будет приглашать двух понятых и составлять при них административный протокол.
По мнению Казанцева, подтверждение свидетелями наличия признаков опьянения сможет стать доказательством нетрезвости водителя.
Юристы расходятся в оценках законности меры, предложенной главным гаишником Москвы. «Это совершенно противозаконно, – считает адвокат Юрий Карягин. – Нигде в законодательстве нет такого, чтобы понятые могли бы оценить опьянение человека. Это может делать только специалист. Такая мера открывает невероятный простор для коррупции».
По мнению адвоката Сергея Загребнева, сама возможность приглашения свидетелей для составления протокола совершенно нормальна. «Обе стороны конфликта – и инспектор ГИБДД, и водитель – могут заручиться свидетельствами в свою пользу для разбирательства дела в суде, – говорит Загребнев. – Однако
свидетель не может показать, что водитель был пьян. Он может только подтвердить, что водитель отказался от прохождения освидетельствования на наличие алкоголя в крови.
Или что водитель прошел экспресс-тест, например подышал в трубочку – и трубочка показала такие-то данные».
Свидетелем может выступать любой человек. Таким образом, инспектор ГИБДД вполне может привлечь в качестве свидетелей двух своих коллег. С другой стороны, говорит Загребнев, решение принимается в любом случае судом. И от того, насколько убедительными окажутся доводы и показания обеих сторон, зависит конечное решение. Суд может решить, учесть или не учесть показания трех инспекторов ГИБДД или водителя и его пассажиров. Также суд может учесть различные смягчающие обстоятельства, например раскаяние водителя, его неблагополучное материальное положение, небольшое количество выпитого, отсутствие предыдущих подобных нарушений.
По мнению законодателей, новые наказания должны уменьшить смертность на дорогах. Согласно статистике ГИБДД России, за семь первых месяцев этого года в России по вине водителей, находившихся в нетрезвом состоянии, произошло почти 12 тыс. ДТП – 14 % от общего количества аварий и почти на 7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако, по мнению старшего преподавателя кафедры организации и безопасности движения факультета управления МАДИ Сергея Сатышева, новые сроки лишения прав мало повлияют на аварийность. «В большинстве ситуаций все равно все решается «полюбовно» между нарушителем и инспектором, – считает он. – За это говорит и снижение статистики по задержаниям в пьяном виде. Ужесточение наказания приведет всего лишь к повышению размера взяток. Тот, кто не пьет за рулем, не будет пить и дальше. А тот, кто садится за руль нетрезвым, так же сядет и поедет».