Но недавний сезонный шиномонтаж продемонстрировал, что простая и широко представленная на первый взгляд операция может таить в себе немало подвохов, которые, что по отдельности, что всем скопом, могут существенно усложнить жизнь доверчивого и рассеянного автомобилиста, уверовавшего шиномонтажнику и не проконтролировавшему процесс.
Массовый шиномонтаж — всегда цейтнот, гонка и агония. За этот короткий отрезок апреля и октября «шинка» зарабатывает, как за весь последующий год. Очереди и недовольный люд поднимают общий тонус настроения: быстрей-быстрей. В кутерьме круглосуточного действа многое происходит по воле случая, но частенько в мирный ток процесса вмешивается и желание получить сверхприбыль. Вот лишь парочка примеров, которые происходили и продолжают происходить, когда усталый водитель хочет только одного: домой.
Лишние детали
«Да у вас колесо проколото», — скажет мастер в запачканной робе, демонстрируя длинный саморез. Вроде не спускало, помнится, но с другой стороны — всякое может быть. Надо делать и скорее ехать домой.
Естественно, никакое колесо проколото не было, а саморез — штатный сотрудник местного СТО, уже который раз приносит «копейку» недобросовестным сотрудникам. На шину «наляпают» заплатку, под которой абсолютно целая резина, а чек прирастет на лишнюю тысячу.
Если попросить продемонстрировать дыру — обязательно продемонстрируют, причем с внутренней стороны. Ведь вкрутить «шалость» в крепкий верхний слой покрышки достаточно сложно, особенно — простой отверткой. Внутренняя часть намного мягче — можно и рукой воткнуть. Забавно, что на предложение собрать колесо и проверить пробой воздухом, начинается ругань. Простой совет в этом случае — читать отзывы, смотреть за работой и не стесняться задавать вопросы. В конце концов — это платная услуга.
Колесо наоборот
Мастера придирчивых и внимательных клиентов не любят — мол, лезут не в свое дело, суют длинный нос куда не надо. За лишний вопрос могут и напакостить: самое простое — поставить направленную шину не той стороной. На дороге машина будет странно себя вести и отказываться ехать прямо. Только опытный водитель поймет, что дело в направлении протектора, а вот начинающий — точно поедет на СТО, где ему, конечно, расскажут в чем истинная причина.
Только вот время будет потеряно, проблему устранят за счет клиента, а «умник», по мнению шиномонтажника, получит хороший урок на будущее. Шиномонтаж — операция простая и конструктива не затрагивающая. Если с машиной после процедуры прошли неожиданные пертурбации — дело исключительно в процедуре. Как бы поздно, темно и грустно не было — надо возвращаться и требовать немедленно переделать. Завтра вас уже никто «не вспомнит». Да и чек, как водится, дать «забудут».
Чужая шина
Покрышка — вещь дорогая, а времена, когда с машин снимают во дворах колеса, возвращаются. Добротный, недавно приобретенный комплект шин — повод быть внимательным во время «переобувки». Поскольку есть шанс получить «подменку» — шину аналогичного размера, но с большим износом вместо своей. Иногда — и пару. Делается это, безусловно, с умыслом, поскольку наверняка уже есть заказчик, которому нужна хорошая покрышка или пара за «недорого». А несколько истерзанных, но еще держащих давление покрышек на шиномонтаже найдется всегда.
Лично довелось сталкиваться с подобным лишь однажды, благо, совершенно случайно и по абсолютно глупой причине полезли смотреть: батюшки святы, а колеса-то разные стоят. Естественно, на СТО извинились, мол, ошибка «по запаре», бывает, немедленно переделаем. Естественно, тут же и шины нашлись — за станком — и переделали. Естественно, в это никто не поверил, потому что годовалый комплект дорогой европейской фирмы, лежащий стопкой, даже издали и с плохим зрением не походил на установленную пару.
«Забытая» балансировка
Балансировка — обязательный процесс при сборке колеса, отказ от которой приведет к повышенному износу деталей подвески, скажется на состоянии несущего кузова и приведет к возрастанию аппетита двигателя внутреннего сгорания. Что там будет происходить со ступичным подшипником — даже представить страшно.
Балансировку обязательно предложат сделать на каждом шиномонтаже — она денег стоит. Но предлагать — не значит сделать. Как правило, балансировочный стенд всегда занят, их не хватает, а водитель вряд ли заметит, если старые грузики на диске не будут заменены на новые. Есть — есть, спасибо, до свидания. Колесо будет бить, иногда почти незаметно, но повышенный износ покрышки — гарантирован. Так что не грех постоять «над душой» и самостоятельно, своими глазами проверить мастера «на забывчивость».
Вода в колесе
Самому надоедливому, въедливому и противному клиенту, который все знает и все умеет, а на каждое движение мастера имеет свой дельный совет, обязательно зальют в колесо стакан воды. Эффект будет сногсшибательный: по ощущениям, кажется, что развалилась вся подвеска, лопнула пружина, отошла в мир иной шаровая и развалился ступичный подшипник. Удары, скрежет, полное непослушание руля и весь перечень невзгод.
Визуально — ничего не видно, надо разбирать. Более того, мастер, что полезет изучать состояние подвески, тоже ничего не поймет. Фокус может быть разгадан, только если опытный механик прокатится сам, а потом догадается спросить про посещение шиномонтажной станции. Вот тогда, заставший девяностые профи поймет, «откуда ноги растут».
Маслице на ступицу
Чтобы колесо легко снималось, надо ежегодно обрабатывать и основу, и посадочную площадку на диске медной смазкой. Тогда и только тогда колесо слетит с площадки, стоит открутить болты. Это отдельная и всегда платная операция, альтернатива — купить нужный состав заранее и привезти с собой на шиномонтаж. Впрочем, есть и антоним медной смазки.
Для «особых клиентов» шиномонтажник всегда держит под рукой стакан отработки, которой непременно обольют обратную сторону диска. Даже незначительная доля этой ядерной смеси под воздействием высокой температуры от тормозов приведет к тому, что колесо намертво прикипит к ступице, а его съем займет куда больше сил и времени, чем обычно. Более того, с такой задачей справиться на обочине, одним лишь домкратом и штатным ключом — практически невозможно.
Недокрученные болты
Самое опасное, что может произойти — открутившееся на дороге колесо. Гайки и болты откручиваются не сразу, отлетают, как правило, по очереди, не забывая слизать шпильку в первом случае и раздраконить ступицу — в обоих. Машина постепенно теряет управляемость, начинает рыскать по дороге, а если вовремя не остановиться — произойдет непоправимое. Случается это по единственной причине — болты не дотянули при замене. По уму и по «мануалу», затяжка болтов на каждой марке и модели автомобиля — своя, четко прописанная в инструкции, и тянуть их «мастерком» — пневматическим гайковертом — нельзя. Завернув основную резьбу, нужно «доработать» динамометрическим ключом. Но кто так делает, особенно, когда очередь ждет?
В результате болты в лучшем случае перетянут, да так, что потом придется применять метровый вороток, а в худшем — не докрутят. Описывать последствия не стоит, но единожды попав в подобную ситуацию, получаешь психологическую травму, вынуждающую регулярно проверять затяжку всех болтов на каждом колесе. И так — раз в неделю.
Вывод из всего сказанного выше очень прост: спасение утопающего — дело рук самого утопающего. Верить, что кто-то чужой проверит и сделает по совести — не стоит. Так делают только для себя и только свои, да и то — не всегда. Бдительность еще никого не сгубила, а вот недотянутые колесные болты — сгубили сотни, если не тысячи. Советские инженеры, написавшие книги по ремонту и обслуживанию автомобилей, в первой строчке черным по белому и с большой буквы рекомендовали: каждая поездка должна начинаться с обхода, проверки машины со всех сторон. Дельный совет, очень актуальный и сегодня.