Как назывался первый переднеприводный автомобиль СССР? Большинство уверенно назовут ВАЗ-2108. Эксперты вспомнят про ЛуАЗ-969 — да у него был вариант именно с передними гребущими.
Но можно пойти еще дальше и назвать пионером в этой области такой странный грузовичок. Он называется ЭТ, причем буква Э вовсе не намек на электрификацию, как можно подумать. Просто ЭТ разработан и построен в Эстонии.
Буква Т означает Таллин, ну, а цифровые индексы — 500, 600 или 800 — не объем двигателя в кубических сантиметрах, а полезная нагрузка в килограммах. Но вернемся к главному. Да, ЭТ — первый в СССР переднеприводный автомобиль.
Правда, первый в семейке ЭТ-500 1965 года, оснащенный мотоциклетным моторчиком, имел еще классическую компоновку — двигатель спереди, ведущие колеса задние. Зато всего через год появившийся ЭТ-600 с 30-сильным двигателем от «Запорожца» шел уже с передними гребущими. Шарниры эстонцы сделали опять же из запорожских комплектующих
Симпатичная кабина — стеклопластиковая. Откручиваешь два болта, и она откидывается вперед, открывая доступ к мотору. Для сервисных операции, вроде долива масла, в задней части кабины предусмотрели лючок.
Словом, получилась дельная и довольно симпатичная машинка. Отличный вариант для малого бизнеса. Только вот какой еще малый бизнес в 60-е? Конечно, легкие грузовички и фургоны могли понадобится в сфере услуг или пригодиться коммунальным службам. Но никто всерьез не верил, что крошечное предприятие в Эстонии сможет закрыть потребность огромной страны в таких машинах.
Поэтому и бюджеты на грузовички ЭТ выделять не стали.
К тому же, через какое-то время СССР закупит большую партию «мультикаров» — легких грузовиков из ГДР. Это и стало последним гвоздем в крышку гроба проекта ЭТ. Гроб, конечно, был стеклопластиковым.