Эксперты опасаются за дороги и мосты из-за тяжелых электрокаров

Существует гипотеза, что современная дорожная сеть не предназначена для более тяжелых по сравнению с обычными машинами с ДВС электромобилей. Так ли это на самом деле?

Эксперты автомобильной отрасли призывают задуматься, не приведет ли повсеместное появление электромобилей к разрушению дорог, мостов и парковок. Так, Мэтью Линн, обозреватель The Daily Telegraph, написал: «Пока что неясно, смогут ли дороги и мосты выдержать более тяжелые транспортные средства».

Дороги Москвы
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Грег Найт, член парламента от консервативной партии Великобритании, в прошлом году обратился к правительству с просьбой проверить «достаточную прочность многоуровневых парковок и мостов, чтобы они могли безопасно выдерживать дополнительный вес электромобилей». А в Daily Mail написали: «Многоэтажные автостоянки могут оказаться под угрозой обрушения».

Электромобили действительно тяжелее обычных машин с двигателем внутреннего сгорания. Журнал Car Magazine написал, что гигантский Hummer от General Motors «умудряется выглядеть еще тяжелее, чем есть на самом деле. Впечатляющее достижение, учитывая, что его масса превышает четыре тонны. Треть этого объема приходится на аккумуляторную батарею, способную обеспечить энергией один из самых больших автомобилей».

Мост
Источник: Unsplash

Группа компаний Transport & Environment подсчитала, что электромобили в среднем на 300−400 кг тяжелее, чем машины с ДВС. На каждые дополнительные 150 км пробега вес аккумулятора увеличивается примерно на 100 кг.

Более тяжелые машины приводят к большему трению между шинами и дорогой и большей нагрузке на поверхность, которая находится под автомобилем. Это означает, что дороги быстрее приходят в негодность. Ученые из Эдинбургского университета в 2022 году подсчитали, что износ дорог может стать в скором времени на 20−40% выше.

Однако анализ (не проводился в реальных условиях) показал, что любой дополнительный износ в подавляющем большинстве случаев вызван большими транспортными средствами — автобусами и большегрузами. Дорожный износ из-за автомобилей и мотоциклов настолько низок, что это не имеет значения, — говорится в отчете.

Перейдем к мостам. Колин Уокер, руководитель отдела транспорта аналитического центра Energy and Climate Intelligence Unit, сказал, что в мире очень мало дорог или мостов с ограничениями по весу ниже 7,5 тонн.

GMC Hummer EV SUV
Источник: Hummer

Инженеры при проектировании конструкций говорят о «факторах безопасности». Это означает, что после расчета максимальной нагрузки конструкцию делают такой, чтобы она была способна выдерживать по факту гораздо большие нагрузки, чтобы обеспечить запас прочности.

По словам Келвина Рейнольдса, директора по техническому обслуживанию ассоциации парковщиков, автостоянки, построенные в течение последнего десятилетия, не будут иметь никаких проблем, потому что они были построены с расчетом на тяжелые внедорожники, но «старые автостоянки могут представлять некоторые риски».

При этом владельцам многоуровневых парковок рекомендуют провести работы по укреплению своих зданий, хотя это может быть сложно и дорого. Или они могли бы сократить количество автомобилей, разрешенных для размещения на каждом этаже. Это может привести к потере прибыли.

«Переходный период будет непростым», — сказал Рейнольдс. Он посоветовал владельцам автостоянок регулярно проводить обследования, чтобы убедиться, что их здания соответствуют требованиям безопасности.

Однако в долгосрочной перспективе предположение о том, что электромобили всегда будут тяжелее, также остается под вопросом. Ауке Хукстра, исследователь по переходу к энергетике из Технологического университета Эйндховена, считает, что современные аккумуляторы выдают вдвое больше энергии при сохранении первоначального веса. Если так будет продолжаться и дальше, проблема с лишним весом исчезнет еще до того, как начнется.

Матье из T&E сказал, что правительства должны стимулировать автомобили меньшего размера с помощью таких мер, как налоги и субсидии. Это принесло бы преимущества, выходящие далеко за рамки износа дорог: это решение позволило бы тратить меньше ресурсов и ограничивало выбросы углекислого газа.

Увеличение веса электромобилей может вызвать некоторые проблемы на рынке и в краткосрочной перспективе. Однако большинство водителей электромобилей вряд ли когда-либо столкнутся с проблемами напрямую.

Это может затронуть некоторых владельцев парковок, и если электромобили станут тяжелее, когда они получат широкое распространение, это может увеличить расходы на содержание дорог.