Крупнейший авторынок Дальнего Востока «Зелёный угол» во Владивостоке встречает свой 30-летний юбилей в попытке выжить. Его выдавливают с привычных площадок, которые, как оказалось, изначально были захвачены торговцами незаконно. С другой стороны, по бизнесу больно ударили антироссийские санкции Японии. Впрочем, многие уверены, что хоронить легендарную «Зелёнку» пока рано. Возможные прогнозы — в материале vl.aif.ru.
Вместо рынка — стройплощадка?
Въезжать на территорию первого и крупнейшего в России автомагазина под открытым небом «Зелёный угол» во Владивостоке приходится в необычном сопровождении — сразу несколько многотонных бетоновозов, которые везли свой «скоропортящийся» груз к стройкам на окраинах торговой площадки. Строительство жилых домов к ним подступило уже вплотную.
Прокуратура отчитывается, что освобождает площадки от торговцев. Рынок возник стихийно в 90-е, и об официальном оформлении земли тогда никто не думал.
Кроме того, как выяснилось, стоянки для сотен и тысяч подержанных иномарок расположились на территории Владивостокской крепости. Военные в 90-е бросили эти форты и редуты. Теперь, после того как крепость признали объектом культурного наследия, в этом районе пытаются навести порядок.
Надзорное ведомство потребовало ликвидировать стихийные стоянки. Кто-то вывез выставленные автомобили самостоятельно, какие-то машины увезли на площадки временного хранения на эвакуаторах. Авторынок сжимается, но не сдаётся. Торговля перебирается на площадки, до которых прокуратура пока не добралась.
На стоянках вдоль основной дороги свободного места не найти. Между ними озабоченно снуют потенциальные покупатели, рекламируют свои вымытые и начищенные до блеска иномарки оставшиеся в строю продавцы, кипит работа в нотариальных конторах и магазинчиках сопутствующих товаров. Однако уже чувствуется приближение неотвратимого закрытия некогда легендарного «Зелёного угла».
Начало конца?
В чём это выражается? Практически выпали из продажи джипы, микроавтобусы и микрогрузовики, а также другие автомобили с крупнолитражными двигателями. Самым распространенно-ходовым товаром вместо кроссоверов стали седаны. Это последствия антироссийских санкций, которые ввела Япония.
«Многие машины стоят, так как привезены давно. Стало меньше автомобилей с большим объёмом двигателя — двухлитровых и более. Также почти не привозятся гибриды и электромобили. Люди то есть, то их нет. В хорошую погоду людей больше, но большинство из них просто ходят и смотрят, покупают что-то редко», — говорит продавец на авторынке «Зелёный угол» Игорь Иванов.
За место на стоянках продавцам приходится платить по 160 рублей ежедневно. Они жалуются, что из-за пыли с ближайших стройплощадок и карьера выставленные на продажу машины приходится мыть два, а то и три раза в день.
В основном торговля ушла в интернет. Тем не менее традиционный формат, когда будущую покупку можно потрогать руками и посидеть за рулём, до сих пор востребован.
Справедливости ради стоит отметить, что «Зелёный угол» в разные годы пытались закрыть в городской черте и перенести куда-нибудь на окраину. Для этого даже обустраивались специализированные площадки. Основным доводом властей было то, что рынок располагается в охранной зоне музея-заповедника «Владивостокская крепость» и не вписывается в проект дальнейшего развития города. Но каждый раз «Зелёнка» возрождалась на прежнем месте с новой силой.
Сейчас, похоже, за рынок взялись всерьёз. Городские власти настроены решительно, они раз и навсегда хотят покончить с засильем автостоянок «Зелёного угла». Автодилеры это понимают, поэтому и убирают самостоятельно свой транспорт, не дожидаясь эвакуаторов. Но главное в этом деле всё-таки заинтересованные люди, их отношение к происходящим событиям. Сказать, что продавцы расстроены, значит ничего не сказать.
«Гарантированной работы лишатся десятки дилеров, — поделился своим мнением один из местных продавцов и бывший газоэлектросварщик Дальневосточного морского пароходства Вадим. — А ведь они снабжали автомобилями хорошего качества половину России. И трудились здесь десятилетиями. Теперь им придётся искать новую работу».
Разочарованы и покупатели. Водитель-дальнобойщик Сергей Глинкин из Краснодара говорит, что это, похоже, последний его рейс во Владивосток.
«Лет 15 выбирал и покупал иномарки на “Зелёнке”, перевозил и обеспечивал ими жителей Краснодарского края. На своём автовозе доставил землякам под тройку сотен иномарок. Однако в последнее время работать стало сложнее: выбор меньше, а цены больше. Раньше я оставлял предварительный заказ во Владивостоке, и к моему следующему приезду его полностью выполняли. Сейчас подобные услуги остались только в приятных воспоминаниях. Поэтому в последний раз перевезу иномарки и буду продавать автовоз, а сам вернусь в строительную отрасль», — говорит он.
Новый старт легенды?
Куда переместится легендарный «Зелёный угол», пока до сих пор непонятно. Говорится о площадке в Надеждинском районе, у федеральной трассы Владивосток — Хабаровск на её пересечении с объездной дорогой Де-Фриз — Седанка — Патрокл. Здесь выравнивают территорию и засыпают гравий, на очереди асфальтирование и нанесение разметки, благоустройство участка. Несколько дилеров с «Зелёного угла» недавно посетили новую локацию и оценили её. Но есть существенный минус — против такой локации выступают местные жители.
«Авторынок — это грязь и хлам, это постоянные пробки и криминальные разборки, зачем нам это надо»? — говорит жительница посёлка Нового Ирина Галкина.
Люди уже создали петицию с требованием не допустить переноса сюда авторынка.
«Да и не поедут сюда люди. Такси из Владивостока сюда уже стоит больше тысячи рублей. Да ещё и не каждый поедет. А с сумкой денег за будущую машину ехать на междугороднем автобусе — это из разряда бреда», — говорят местные жители.
К тому же у прокуратуры возникли вопросы к участку земли, на котором планируют организовать торговлю машинами. Надзорное ведомство намерено дать оценку законности сделок с недвижимостью, постановке её на кадастровый учет, соответствию использования земли целевому назначению, требованиям земельного и градостроительного законодательства.
Заменит ли надеждинская локация старый авторынок — покажет время. У организаторов проекта на неё большие надежды.
Небольшие площадки, где торгуют подержанными иномарками, появляются в пригороде Владивостока. Здесь уже есть несколько небольших стоянок с «японками» — в первую очередь в районе Подгороденки. Но выбор здесь значительно меньше.
Пару лет назад был анонсирован проект «Оранжевого угла». И под него выделялась земля на юге Приморья, у основной дорожной артерии края. Его инициаторы замахивались на общероссийский уровень. Доставка иномарок прямо с аукционов в Японии.
Логистическое сопровождение, работа подразделений таможни и ГИБДД. Удобные подъездные пути, парковки открытые и в крытых салонах с возможностью дальнейшего расширения. Наличие офисов по автострахованию и оформлению документов, филиалов банков. Склады и продажа запасных частей, шиномонтаж, автомастерские с заменой масла. Гостиницы и кафе для приезжающих из других регионов страны. Однако дальше деклараций дело не пошло.
Не исключено, что в перспективе подобных рынков в пригородной зоне станет больше. Многое будет зависеть от того, позволит ли возить иномарки Япония и не введёт ли российское правительство новые ограничения — появившийся утилизационный сбор поставил этот бизнес на грань рентабельности.
«Зелёный угол» многое пережил за свою 30-летнюю историю. Были взлёты и падения. Были всевозможные истории вокруг рынка — от жутких и криминальных до фантастических и романтических. И вот теперь они подошли к своему логическому завершению.
Однако иномарки из-за рубежа завозить во Владивосток не перестанут. А значит, бизнес на площадках с другими запоминающими названиями или вовсе безымянными не прекратится. Но это уже будут совсем другие истории.
Софья Дарованная, Николай Кутенких