Рынок новых электрокаров до 2033 года вырастет минимум в девять раз

В ближайшие 10 лет в России число новых электрокаров может вырасти от девяти до 19 раз. Такой прогноз дают аналитики консалтинговой компании Strategy Partners. Столь значительный рост произойдет за счет усиления господдержки и включения электротранспорта в программы льготного автокредитования, а также за счет развития электрозарядной инфраструктуры. То, что спрос на электрокары в России набирает обороты, признают и дилеры. Покупатели оценили, что расходы на эксплуатацию таких автомобилей в разы дешевле, чем с бензиновыми двигателем.

Рынок новых легковых электромобилей в России в ближайшие 10 лет может составить от 177 000 до 386 000 штук, утверждают эксперты консалтинговой компании Strategy Partners. С данными ознакомился Forbes. В компании просчитали три сценария развития этой отрасли до 2033 года. В рамках консервативного сценария продажи новых легковых электромобилей вырастут в девять раз — до 177 000 штук к 2033 году.

В базовом сценарий, который, по мнению директора практики «Машиностроение и технологии» Strategy Partners Романа Тиняева, является наиболее вероятным, за следующие 10 лет рынок вырастет в 16 раз и в России будет продано 318 000 новых легковых электромобилей. При реализации оптимистичного сценария рынок легковых электромобилей к 2033 году вырастет в 19 раз, а количество всех проданных легковых электромобилей достигнет 386 000 штук.

Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

По мнению Тиняева, основными причинами такого существенного роста рынка электрокаров в будущем станет ряд факторов: государственная поддержка и включение электротранспорта в программы льготного автокредитования и лизинга, развитие технологий, которые повлияют на автономность и стоимость электромобилей, а также развитие электрозарядной инфраструктуры.

«Замедлить рост рынка может снижение государственной поддержки продаж электромобилей российской сборки, что прежде всего скажется на коммерческих автопарках, чувствительных к стоимости транспортных средств», — продолжает эксперт. Также, по его мнению, гипотетическим риском для развития отрасли могут стать возможные экспортные ограничения со стороны Китая и других ключевых стран.

Общий же парк электромобилей в России (включая легковые, грузовые, новые и с пробегом) к 2033 году, по прогнозу Strategy Partners, может вырасти от 909 000 штук (в консервативном прогнозе) до 2,2 млн штук (в оптимистичном прогнозе). В мире общее число проданных электромобилей в прошлом году превысило 14,2 млн штук. Крупнейшие рынки — Китай (более 51%), Европа — более 35% и США — 11%.

Электроконцепция

Концепция развития электротранспорта в России до 2030 года была принята правительство России летом 2021 года. Реализовываться она будет в два этапа: с 2021 по 2024-й и с 2025 по 2030 год. К концу первого этапа планируется выпустить не менее 25 000 электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций по всей стране.

К 2030 году каждый десятый выпускаемый автомобиль должен быть электрическим, а число электрозаправок вырастет как минимум до 72 000. В России до 2030 года планируется запустить производство ячеек для аккумуляторных батарей и построить 1000 водородных заправок для техники на этом виде топлива.

Электробус
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

В 2024 году в России планируется ввести в эксплуатацию 1437 быстрых (50 кВт и более) электрозарядных станций (ЭЗС) для электромобилей. Об этом «Ведомостям» рассказывал профильный заместитель министра экономического развития Максим Колесников. Это более чем в два раза превышает фактические объемы ввода быстрых зарядок в 2023 году. Также в наступившем году планируется ввести 3206 медленных ЭЗС (до 50 кВт).

Общий бюджет концепции оценивается в 591 млрд рублей до 2030 года, из них более 80% — это внебюджетные источники (499 млрд рублей), уточняли «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу правительства. До 2024 года на реализацию концепции было направлено 47,6 млрд рублей, из них 9,6 млрд рублей — из бюджета и 38 млрд рублей — из Фонда национального благосостояния.

Электромобиль на зарядке
Источник: legion-media.ru

Развивать рынок электротранспорта правительство планирует с помощью программ поддержки спроса: для этого введут льготный лизинг, льготное кредитование, а владельцы будут иметь льготу по транспортному налогу, следует из концепции. Также россияне получат скидку (25%) при покупке электромобиля. Но она будет предоставляться только на локализованные в России модели.

Электронный рекорд

Продажи электрокаров в России бьют рекорды. По данным отраслевого агентства «Автостат», по итогам 2023 года в стране реализовано 14 089 новых электромобилей. Это в 4,7 раза больше, чем годом ранее, и является рекордным показателем, сообщали тогда в агентстве.

«Автостат» отмечает, что более четверти (26,4%) от этого количества пришлось на китайский бренд Zeekr (3724 штуки), который официально свои модели в Россию не поставляет. На втором месте находится отечественный Evolute, который имеет собственную дилерскую сеть, через которую было реализовано 2020 машин. Немного отстает от него немецкий Volkswagen (2000 штук), электромобили концерна поступают в Россию по параллельному импорту.

Zeekr 001
Источник: Zeekr

Если же говорить о рынке подержанных электромобилей, то, согласно данным «Автостата», в 2023 году россияне купили 10 443 таких автомобиля. Эксперты агентства отмечали, что этот показатель на 20% больше, чем в 2022 году (8694 штуки), и также является рекордным. До этого наибольший результат был зафиксирован в 2021 году (9273 штуки).

Лидером рейтинга «Автостата» на рынке электромобилей с пробегом остается японский Nissan (5971 штука), на долю которого пришлось порядка 60% от общего объема. Второе место у американского бренда Tesla (2073). Третье — у немецкого Volkswagen (287).

И выгодней, и дешевле

Электрокары продаются хорошо, на них держится стабильный спрос, отмечают опрошенные Forbes дилеры. «Такие автомобили выбирают сразу несколько целевых аудиторий: молодые люди, бизнесмены и автовладельцы, для которых это будет второй или третий автомобиль в семье. Электрокары являются выгодными автомобилями для тех, для кого имеет значение стоимость владения. Они надежные и не требуют больших затрат на эксплуатацию», — говорит директор департамента автомобилей с пробегом групп компаний «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов. «Покупателей привлекает высокотехнологичность таких авто и дизайн. Последнее время мы наблюдаем рост спроса на новые электромобили. Кроме того, выбор в пользу автомобиля с нулевым выхлопом совершается и благодаря развитию специальной инфраструктуры для них и наличию преференций — нулевой транспортный налог в Москве и области, бесплатная парковка в городе, проезд по платным трассам», — соглашается директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх.

«Целевой аудиторией электрокаров в России можно назвать людей разного возраста и пола с активной жизненной позицией и заработком выше среднего, которые ищут альтернативы обычным авто на двигателях внутреннего сгорания (ДВС), живущие за городом, недалеко от зарядной станции или паркинга с возможностью зарядиться. Плюсами владения электрокарами являются льготы, которые получают их собственники в некоторых регионах России, например отсутствие транспортного налога и возможность не оплачивать парковку, а также плавность хода и отличная динамика», — вторит руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин.

Насколько выгодней электромобиль? В зависимости от модели, условий поездок и способа зарядки для пополнения энергии электромобиля расходуется в два с половиной-три с половиной раза меньше средств, чем на заправку обычного автомобиля с ДВС, говорит Желобов. «Расходы на зарядку электромобиля существенно ниже, чем стоимость топлива. Каждые 100 км пути обходятся владельцу авто с ДВС примерно в 400−1000 рублей в зависимости от класса авто и расхода топлива. В то время как собственник электрокара по ночному тарифу заплатит за тот же километраж около 40−50 рублей», — отмечает Житнухин.

Дилер
Источник: Авто Mail

Очевидны, по мнению Желобова, и преимущества электромобилей в плане технического обслуживания — расходы на их эксплуатацию в три-четыре раза ниже: бензиновому автомобилю требуется регулярная замена масла, топливных и масляных фильтров, свеч и других расходников, в то время как на электрокаре достаточно периодически менять рабочую жидкость в редукторе, выполнять диагностику электромотора и контролировать остаточный ресурс тягового аккумулятора. «В плане техобслуживания электроники, ходовой части, поддержания привлекательного экстерьера и ухода за салоном издержки примерно одинаковые. В среднем техническое обслуживание электрокаров дешевле техобслуживания автомобилей с ДВС примерно на 40%», — отмечает эксперт.