Покупатели опасались удорожания автомобилей с 1 апреля из-за изменений правил ввоза из стран ЕАЭС, потенциальной волатильности курса после выборов президента РФ, а также отмены скидочных программ. В таких условиях машины активно покупали даже в кредит под 20% годовых. На рынке ожидают продолжения роста продаж в апреле, поскольку производителям нужно расчищать переполненные склады, а покупатели «привыкли бояться подорожания».
Продажи новых легковых автомобилей в РФ в последнюю неделю марта составили 38,4 тыс. и почти вышли на рекорд реализации с начала кризиса, наблюдавшийся с 28 февраля по 6 марта 2022 года. Такие данные приводит «Автостат». В начале марта 2022 года граждане в панике скупали машины на фоне объявлений о приостановке поставок западных автоконцернов.
Сейчас, считают собеседники «Ъ», речь тоже идет об «эмоциональных покупках». Основным стимулом стало ожидание удорожания автомобилей с 1 апреля на фоне изменения правил ввоза из стран ЕАЭС. Помогают продажам сохраняющиеся скидки и программы поддержки, говорят опрошенные «Ъ» дилеры и аналитики.
Сергей Удалов из «Автостата» считает, что это «искаженное понимание ситуации»: хотя модели, которые ввозятся параллельным импортом, действительно подорожают, глобально на уровень цен влияют объем складов и покупательная способность.
Гендиректор «Автодома» Андрей Ольховский добавляет, что «нельзя обойти и ситуацию с избирательными процедурами в РФ», которые тоже повлияли на спрос: «Было много сообщений про возможный рост курса валюты после выборов, что могло бы привести к росту стоимости автомобилей».
Спрос поддерживает и максимальное число специальных акций, субсидированных кредитов и программ поддержки от производителей, отмечает замгендиректора «Авилона» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев. Скидки и программы поддержки, как писал «Ъ» 14 марта, запускались для распродажи запасов на складах, ввезенных в РФ еще в 2023 году, но так и не реализованных на фоне замедления рынка осенью. Сергей Удалов уточняет, что темпы накопления стоков уменьшились, но добиться их сокращения не удалось.
Дилеры ожидают, что в апреле продажи как минимум не снизятся. «Рынок будет похож на мартовский, поскольку еще есть автомобили по старым ценам и те, кто не успел в марте купить машину, придут в апреле», — говорит Николай Иванов. Он добавляет, что изменений в скидочной политике на апрель нет.
Руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин подтверждает, что скидки сохраняются, так как на складах еще остаются автомобили 2023 года выпуска: «Их надо распродать, для того чтобы заполнить новым ассортиментом автомобилей, произведенных уже в 2024 году». Он также говорит о росте трафика в салонах в апреле.
«Сегодня скидки и спецпредложения еще действуют по многим брендам на новые автомобили, — соглашается Ренат Тюктеев.— К концу второго квартала уровень поддержек от производителей, стимулирующий спрос, снизится». Рост продаж в апреле продолжится, добавляет он, «возможно, в более спокойном ритме, нежели в марте».
«Апрель и май будут продолжением марта», — считает и Андрей Ольховский. Он подчеркивает, что в РФ ввезли «неимоверно большое количество автомобилей с льготной таможней, их надо распродать». «Часть продавцов будет стремиться получить дополнительную прибыль. Но думаю, что вряд ли это удастся, потому что автомобилей слишком много», — говорит он.
Политика скидок и спецпредложений также оказывает эффект на покупателей, говорит Сергей Удалов: «Программы поддержки и скидки, в отличие от изменения рекомендованных розничных цен, отменяются одним днем, и все это понимают». Причем аналитик пока не видит риска того, что нынешние продажи перетянут спрос с будущих периодов. Как и опрошенные «Ъ» дилеры, он указывает на фактор отложенного спроса.
Но рост цен будет, подчеркивают участники рынка. «Влияние запрета ввоза иномарок из стран ЕАЭС на цены — вопрос математики, — поясняет Андрей Ольховский.— Думаю, что рост будет постепенным и в нормализованном состоянии даст толчок на повышение стоимости автомобилей в среднем на 20−25%».
Сергей Удалов добавляет, что потенциальные покупатели привыкли существовать в парадигме постоянного опасения удорожания автомобилей, в том числе из-за потенциальных изменений курса. «Если есть возможность, автомобиль покупают здесь и сейчас, — поясняет он.— Например, выдачи автокредитов идут не только по моделям с субсидируемыми ставками, но и активно выдаются кредиты под 20%».
Ольга Никитина