Спрос на летние шины в России активно растет. По данным аналитиков «Авито», продажи новой летней резины на платформе в марте выросли в 5,1 раза относительно февраля, а б/у шин — в 5,4 раза. В ЦРПТ (оператор системы маркировки «Честный знак») говорят, что спрос на летние шины начал активно расти еще в феврале: продажи оказались на 98% выше январских. «А за первые две недели марта этого года в стране было продано больше летних шин, чем за весь февраль 2024 года», — добавляют там.
Согласно техрегламенту, зимние шины обязательны только в декабре—январе. При этом опрошенные «Ъ» эксперты напоминают, что спешить со сменой резины не стоит.
Директор по сервису «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов отмечает, что в Московском регионе пока много снега за городом. В то же время в Петербурге еще в середине марта было значительно меньше снега, «поэтому в зависимости от региона активность может быть разная». В ряде регионов спрос на шиномонтаж действительно активизировался уже на неделе с 18 по 24 марта. Руководитель сервисного направления автомобильного маркетплейса Fresh Илья Иванский рассказывает, что на юге страны, например в Краснодарском и Ставропольском краях, уже высокий спрос на шиномонтаж: «Примерно через неделю такая же ситуация будет в Ростовской области, через пару недель — в Воронежской, через месяц — в Тюмени».
Однако в большинстве регионов только начинается активный сезон смены резины. «Пока на сезонный шиномонтаж приезжают клиенты, у которых две-три машины в семье. Они “переобувают” машину заранее, чтобы избежать наценок и очередей, но не ездят на ней до прихода тепла», — поясняет собственник и руководитель автосервисов Fit Service Николай Погуляев.
«Весенняя погода очень обманчива, ночью часто подмораживает, и на дорогах образуется гололедица, не редкость и снегопады в апреле. Торопиться со сменой шин не рекомендуется, — говорит он.— При этом затягивать с “переобуванием” автомобиля тоже не стоит. Своевременный переход на летние шины поможет улучшить управляемость автомобиля, снизить износ зимних шин и сэкономить топливо». В компании ожидают активизации клиентов в большинстве регионов в начале апреля и до середины мая.
Аналогичные сроки называют и дилеры. «Пока ажиотажного спроса на шиномонтаж в наших сервисных центрах мы не фиксируем. Можно ожидать, что спрос на данную услугу ощутимо вырастет в начале апреля», — говорит директор по сервису и запасным частям «Авилона» Алексей Шпикалов.
Сколько стоит поменять шины
Цены на шиномонтаж опрошенные «Ъ» участники рынка называют относительно стабильными. Алексей Шпикалов говорит, что «ощутимого роста» по сравнению с прошлым годом на рынке не произошло. «На стоимость влияют такие факторы, как регион, тип самих шин, диаметр колес, качество работы специалистов сервисного центра и прочее», — добавляет он. «Весенний шиномонтаж более планомерный: у клиента есть время выбрать предложение на услуги или совместить с другими видами ремонта. Мы сохранили осенний прайс, хотя в целом на рынке стоимость услуг растет», — говорит Роман Тимашов.
Шиномонтаж на автосервисе, выполненный с использованием современного профессионального оборудования (пневматических подъемников, динамометрических ключей, точного балансировочного оборудования), конечно, будет отличаться от цен за услугу «в гаражах», соглашается директор по маркетингу международной сети автосервисов Fit Service Олег Бачманов. «Но важно помнить, что от качества проведенного шиномонтажа зависит безопасность водителя и пассажиров, а также износ резины, которая стоит сегодня недешево. На этом экономить точно не стоит», — поясняет он.
В «Авито Услугах» фиксируют, что россияне все чаще обращаются к профессионалам, а не занимаются сменой сезонных шин самостоятельно. «За последний год спрос на услуги шиномонтажников вырос на 15%, а в разгар перехода на летнюю резину — ближе к апрелю — спрос растет наиболее заметно, поэтому за март интерес к услугам мастеров шиномонтажа вырос на треть», — говорят там.
Стоимость услуги шиномонтажа привязана к стоимости нормо-часа в конкретном населенном пункте, добавляет Олег Бачманов. По данным Fit Service, к примеру, в Москве это в среднем 2,3 тыс. руб., в Петербурге — 2 тыс. руб., Екатеринбурге и Казани — около 1,7 тыс. руб., Новосибирске, Нижнем Новгороде и Перми — 1,6 тыс. руб., Волгограде и Уфе — 1,5 тыс. руб., в Омске — 1,4 тыс. руб. В среднем на шиномонтаж уходит от 0,7 до 1,5 нормо-часа в зависимости от размера, уточняют в компании.
Стоимость шин
«Цены на шины, конечно же, с ростом спроса начали расти», — говорит руководитель товарной группы ЦРПТ Анна Петрушина. «Если в январе средневзвешенная цена за одну летнюю шину составляла 5656 ₽, то в феврале средний показатель вырос на 4%, до 5895 ₽ Актуальная средняя цена летней шины на начало марта — 6052 ₽», — пояснила она.
Александр Куроптев говорит о наиболее активном приросте спроса на шины китайского производства Sailun — за месяц в 8,5 раза. Комплект из четырех новых колес продается в среднем за 24,2 тыс. руб. При этом по доле продаж самые востребованные летние шины в марте — это Pirelli, продолжает он, на них пришлось 9% от общего количества проданной на «Авито» резины.
Средняя стоимость за новый комплект из четырех штук составила 30,9 тыс. руб., а б/у вариант обойдется в 16,6 тыс. руб. Далее идут Michelin (доля продаж 7,4%, стоимость нового комплекта — 91,3 тыс. руб.) и Continental (7% и 72,1 тыс. руб. соответственно). Средний чек на комплект летней резины у Fresh — 12,4 тыс. руб. Всесезонные шины обходятся примерно в 5 тыс. руб.
«Динамика цен на шины определяется в основном двумя основными факторами: валютным курсом и ценами на основные виды сырья и материалов», — поясняют в ООО «Айкон Тайерс» (бывший завод Nokian Tyres в РФ, принадлежит «Татнефти»). «Цена на нефть, которая является достаточно высокой, определяет цену на многие виды нефтепродуктов, которые используются в шинной промышленности. Совокупность вышеперечисленных факторов привела к тренду на повышение цен на шины в 2024 году», — говорят в компании.
Оценивать ценовую ситуацию в рознице пока рано — в самых емких регионах сезон только стартовал, говорит гендиректор компании «Кордиант» Вадим Володин. «Кордиант» принадлежит S8 Capital, которая объединяет активы российской марки Cordiant, а также бывшие заводы Continental и Bridgestone. В оптовом звене российские производители вели себя консервативно, рассказывает он.
Поставщики импортных шин, в свою очередь, оценивали потенциал роста цен по-разному — вплоть до 30−35%, продолжает господин Володин. «К сожалению, пока еще сохранится дефицит в эксклюзивных типоразмерах, покупатели таких шин ощутят более существенный рост затрат, нежели массовый потребитель», — заключает он.
Есть ли шины
Опрошенные «Ъ» дилеры не видят сложностей с доступностью массовых типоразмеров шин на российском рынке. Популярностью сейчас пользуются шины российского производства и импорт из Китая, говорит Роман Тимашов: «Есть европейская резина, но она кратно дороже». «Традиционно нюансы могут быть у клиентов, которые ищут одно колесо или пару определенной модели, с этим могут быть проблемы», — добавляет он. «Все потребности автомобилистов закрывают китайские и отечественные производители. Незначительная нехватка есть в шинах для премиальных автомобилей», — соглашается Илья Иванский.
«В связи с уходом с рынка некоторых международных компаний сложился определенный дефицит по некоторым позициям, особенно в премиальном сегменте, где значительно сократилось предложение», — подтверждают в Ikon Tyres. При этом, уточняют там, Ikon Tyres «имеет хорошее предложение в летнем ассортименте премиальных шин»: «Мы уже видим интерес к летним шинам под новым брендом Ikon Tyres, но говорить о результатах сезона можно будет после его завершения». В компании указывают, что к этому сезону представили шины Ikon в широком спектре типоразмеров (R13-R22).
«Возможно, будет влияние отложенного спроса: в этом году присоединяться те, кто повременил с обновлением шин в прошлом и позапрошлом годах», — добавляют там. В компании указывают, что сейчас сфокусировали все мощности российских заводов на производство для локального рынка: «Объем, который раньше шел на экспорт, теперь остается тут — соответственно, наше предложение теперь выше».
Реализации отложенного спроса ожидают и в «Кордианте». «В 2023 году рынок летних шин восстановился не до конца, отчасти вследствие дефицита предложения в некоторых типоразмерах, отчасти из-за трендов автомобильного рынка», — поясняет Вадим Володин. «Также мы ожидаем увидеть в розничных магазинах клиентов, купивших новый автомобиль в 2021 году — неплохой год для авторынка», — говорит он. Господин Володин указывает на рост собственного предложения шин в 2024 году, ссылаясь в том числе и на расширение модельного ряда премиального бренда Gislaved (отошел компании после ухода Continental).
По данным системы «Честный знак», за январь—февраль на рынок страны поступило 8 млн легковых летних шин (как с производства, так и со складов). Это почти на 37% больше, чем в аналогичном периоде 2023 года, уточняют в ЦРПТ. Прирост предложения там объясняют увеличением внутреннего производства, которое в январе—феврале выросло на 50% в годовом выражении, до более чем 4 млн единиц.
Ольга Никитина