Как рассказал «Российской газете» юрист Павел Ковалев, самыми распространенными из них являются следующие.
Первая. Автомобиль получает незначительные повреждения после ДТП, однако его владелец в последующем преднамеренно портит свое имущество либо указывает в перечне повреждений те, которые имелись до наступления страхового случая, чтобы увеличить сумму выплат.
Вторая. Договор страхования заключается после ДТП. Цель — переложить ответственность водителя за аварию на страховщиков с целью получения выплат.
Третья. Подмена водителя. Если машина попала в ДТП с водителем, который не вписан в страховой полис, никаких выплат не предусмотрено. Поэтому на место аварии приезжает владелец полиса и выдает себя за участника дорожного происшествия.
Четвертая. Ложное сообщение о ДТП. Владелец автомобиля получает повреждения в условиях, при которых выплаты по КАСКО не предусмотрены, затем сообщает в ГИБДД о факте ДТП с участием неустановленного лица, которое скрылось с места происшествия.
«Распознать случаи преднамеренной порчи машины довольно сложно, однако это вполне реально. Используя современное оборудование, исследуя характер повреждений и записи с камер наблюдения, эксперты вполне могут определить несоответствие повреждений автомобиля. В подобной ситуации нарушитель не только не получит заветную страховую выплату, но и станет фигурантом уголовного дела», — предупреждает юрист.
В российской законодательной базе отсутствуют отдельные положения, которые затрагивали бы данный вопрос. Поэтому все противозаконные действия со страховыми выплатами попадают ст. 159.5 УК РФ, уточняет он.
Правонарушитель рискует столкнуться с такими последствиями, как:
- денежный штраф в 120 тыс. рублей или в размере дохода за период до 1 года;
- обязательные работы на 360 часов или исправительные на 1 год;
- ограничение свободы на период до 2-х лет;
- арест на 4 месяца.
«В случаях с сообщением о ДТП, которого не было, желающие получить выплаты, зачастую недооценивают сотрудников ГИБДД, которые при должном опыте сразу поймут, что никакого столкновения не было. Кроме того, автотехническая экспертиза, записи с камер наблюдения, а так же показания свидетелей в миг уничтожат версию “обманщика”. Обвинения в мошенничестве удастся избежать, если не было обращения в страховую компанию, однако, от ответственности по ст. 19.13 КоАП РФ уйти не получится», — констатировал Павел Ковалев.
Ольга Игнатова