Porsche в стране большевиков
В 1932 году в инженерное бюро Фердинанда Порше приехали три советских инженера, говорящих по-немецки. Немцы приняли их радушно: знали, что в СССР идет индустриализация, и рассчитывали на заказы — например в области тракторостроения.
Но главная цель советских представителей состояла в том, чтобы пригласить Фердинанда Порше в поездку по индустриальным центрам СССР. Естественно, за счет советского правительства.
За две недели Порше посетил Сталинградский тракторный завод, был в Одессе, Киеве, Курске и Нижнем Новгороде. В Германии позднее писали, что немецкого конструктора возили даже на военные заводы. Разумеется, взяв с Порше обязательства не разглашать некоторые детали увиденного.
В результате Порше получил предложение стать главным автомобильным специалистом Советского Союза, с самыми роскошными материальными условиями, какие только можно было представить. Сын знаменитого конструктора Ферри рассказывал позже, что отец всерьез задумался, но все-таки сказал: «…я слишком стар, чтобы начинать новую карьеру». Останавливала Порше и незнакомая обстановка, и незнание языка.
![Фердинанд Порше не остался работать в СССР, а вскоре создал знаменитый Volkswagen Kaefer (Жук). Фердинанд Порше не остался работать в СССР, а вскоре создал знаменитый Volkswagen Kaefer (Жук).](https://resizer.mail.ru/p/cbbb98e0-b032-561e-a100-d79389228f1c/AQAB9nG3CGsboYF6fEWnQON6au44BwA8yJeMsZUi2862-5pwEUTXmEIhIfHsf6loyNOmB8WRDIEm60Kjjz7ZDsecDLc.png)
Так судьбы Фердинанда Порше и Советского Союза кардинально разошлись. Бюро конструктора проектировало военную технику для вермахта, создало Volkswagen Kaefer, а потом и Porsche 356. Но через много лет, в 1970-е, пути немецкой компании (уже при руководстве Фердинанда Порше младшего, или Ферри) и советского автопрома сошлись вновь.
Рorsche 412
В 1973 году по инициативе Всесоюзного объединения «Автоэкспорт» и министерства автомобильной промышленности СССР к подразделению Porsche Engineering, работавшему и по сторонним заказам, обратился АЗЛК.
«Москвич-412» стремительно сдавал экспортные позиции. И «Автоэкспорт» хотел освежить автомобиль, чтобы вернуть к нему интерес западных покупателей, но без больших затрат и переделок, ведь завод уже работал над следующей моделью.
Находясь в жестких рамках, инженеры и дизайнеры Porsche сделали, что могли. Поставили на 412-й черную по моде тех лет решетку радиатора и аналогичные по цвету молдинги и шильдики, Москвич получил широкие колесные диски.
![Москвич-412, модернизированный инженерным подразделением Porsche. Москвич-412, модернизированный инженерным подразделением Porsche.](https://resizer.mail.ru/p/3437fe1e-1434-53a3-bd17-f23aa0c88c12/AQABqEAAf49ai1cBG9pFoATVYjOLS5qQDTyrtyQ2DaCaNW4KMxx_d9CAodTqNlXdT7ECi--mBbUMpo-4JUcrvQgkIM4.png)
Изменили панель приборов и архаичный тонкий руль, сделали более удобные сиденья с подголовниками. Обивки сидений и дверей получила симпатичные тканевые вставки. На двери изнутри поставили иные ручки открывания, аналогичные тем, что тогда применяли на BMW.
Еще более существенное изменение «Москвича-412» от Porsche: запасное колесо, установленное в багажнике вертикально под кожухом.
![Немцы обновили и салон «Москвича-412» Немцы обновили и салон «Москвича-412»](https://resizer.mail.ru/p/f27e2f98-35b6-585f-b02d-ee41fb9ce3f4/AQABiBntthGbTfqqrboSmFO9ZrteVBXwk1eRn1Fui6OOG2sD0ygSn2KCIxK0yVMh6TjgNCk9u8rHcqORZaWLl21lbx4.png)
Предложения Porsche не нашли воплощения в серийных «Москвичах-412». Завод готовил уже модель 2140, которая стала современней предыдущей, но экспортных успехов «Москвичей» 1960−70-х уже не повторила.
Каким мог стать «сорок первый»
В том же 1973 году инженерное подразделение Porsche разработало эскизный проект семейства совсем новых «Москвичей». Базовым автомобилем с классической компоновкой должен был стать седан длиной 4550 мм и с колесной базой 2550 мм. Будущий «Москвич-2141» оказался короче на 150 мм и с базой меньше на 30 мм.
![Предложение Porsche по новому «Москвичу» с шестицилиндровым двигателем, 1973 г. Предложение Porsche по новому «Москвичу» с шестицилиндровым двигателем, 1973 г.](https://resizer.mail.ru/p/bf8aa167-9f2d-5c3e-91b2-3dd3f84bdd1f/AQAB-aSiGZXtuzIskxm32d7gb2sUQ1APgpwJfPk0sjPZM9d3XaPrd4D9waN3cLoF1K-zG3SilsUHzRN8VScz_fli_1g.png)
Немцы подразумевали даже два семейства: машины с четырех- и шестицилиндровыми двигателями. Предлагали широкую гамму модификаций с разными кузовами: седан, хэтчбек, универсал, даже пикап и минивэн.
![Москвич с кузовом универсал и шестицилиндровым мотором. Москвич с кузовом универсал и шестицилиндровым мотором.](https://resizer.mail.ru/p/c46c0fbc-3030-5997-ad79-68ef5eee57dd/AQABBso7BPqBr98iqEnNjvbkSBtFWGYHHt1h1KSR47JArm8AbCdB8gb6kIYVunfDdmBhoG8X7apu-ZyAGgHeotpbCj4.png)
Кроме того, закладывали машину с упрощенным кузовом и тентом. Она должна была иметь увеличенный клиренс, самоблокирующийся дифференциал, но задний привод — некий кроссовер в представлениях 1970-х. Этот проект Porsche интереса в СССР не вызвал — АЗЛК пошел по собственному пути.
![Четырехцилиндровый «Москвич»-кроссовер Четырехцилиндровый «Москвич»-кроссовер](https://resizer.mail.ru/p/dc37d6e9-80ac-5513-8018-db247f5ca087/AQABqSv4MZstviMLIo8TgIG8T_-iDxYQEf4tarS5fcdMFu8p5AblUhj6YTKErWWAYZroMJbkJl3PhKdTtc2VUCSWTZE.png)
Рorsche имени Ленинского Комсомола
Но интерес немецкой фирмы к АЗЛК не потух. Во второй половине 1970-х немцы обратились в Москву со странным и дерзким предложением. В 1976 году на рынок вышел Porsche 924 — революционная для компании машина классической, а не заднемоторной (как все предыдущие Porsche) компоновки. Базовый четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 2 л развивал 125 л.с.
Немцы предложили собирать относительно демократичные по цене спорткупе в Москве на заводе имени Ленинского Комсомола. Сам завод такие переговоры всерьез вести не мог. Да и проект выглядел фантастическим и остался в истории лишь забавным анекдотом.
![Porsche 924 могли выпускать в Москве. Но только теоретически Porsche 924 могли выпускать в Москве. Но только теоретически](https://resizer.mail.ru/p/fb9d6660-0f31-5048-99c8-789bf85c86f5/AQABGMiTmZ2KmFWr0-EHqI62uMm_Oib0I5gK4NMMyfcscsAnE3RADeHFaSXcuKf6znegr34wfWStdVtF3ZTbs458Tr0.png)
От «трешки» до «восьмерки»
Задолго до начала плодотворного сотрудничества по созданию ВАЗ-2108 тольяттинский завод уже попробовал работать с Porsche.
В первой половине 1970-х инициатива принадлежала советской фирме «Внештехника». Инженерное подразделение Porsche взялось за модернизацию ВАЗ-2103. Идея состояла в том, чтобы усилить экспортные позиции самой престижной на тот момент модели «Жигулей».
Советско-немецкая «трешка» обрела модный передок без хрома, но с бампером — спойлером. Заметно доработали салон: установили современный руль и иную панель приборов.
![Таким фирма Porsche видела модернизированный ВАЗ-2103 Таким фирма Porsche видела модернизированный ВАЗ-2103](https://resizer.mail.ru/p/9a0ded25-5736-5e9a-84c5-3c4ed734f7e4/AQABtmmT-YD3C-WAiponLQL7VjyebUzvO8AGdfFL29GXeAg2Cflz-UiDdKChRXVOBCPnIsRUF7Xssq5CIlvIUeeBaKs.png)
Переделывать «трешку» по немецким предложениям не стали. Но некоторые элементы прототипа просматриваются в интерьере ВАЗ-2105 и 2107.
Зато потом состоялся удачный совместный советско-немецкий проект «Гамма». На полигон в Вайзахе отправили самый первый переднеприводный прототип будущей «восьмерки» — «мул» в кузове ВАЗ-21011.
![Доработанный в Германии салон «трешки» Доработанный в Германии салон «трешки»](https://resizer.mail.ru/p/70d673d2-fccb-5c3f-8461-7c05253cc6d5/AQABFZcrqoMRfi4uxLGoGeSY8udX0LcGz1xVJJAuEV4wMEM8iEh7TxWkFI5y_qGhoMNJqSPNsn6vAyL7htqO2hjtLxs.png)
В Германию из Тольятти отправилась и группа специалистов. Инженеры и испытатели Porsche работали над многими агрегатами и узлами ВАЗ-2108, участвовали в доводке машины.
Через Porsche к работе привлекли целый ряд ведущих западных компаний. Фирма ZF участвовала в создании коробки передач для советского переднеприводного автомобиля. В итоге СССР купил более двадцати западных лицензий. Так появился революционный для Союза и вполне конкурентоспособный на Западе «Спутник» (позднее — «Самара»).
![Прототип ВАЗ-2108 из фирменного музея Porsche Прототип ВАЗ-2108 из фирменного музея Porsche](https://resizer.mail.ru/p/57f74bfc-242a-5e51-bc1c-7bbdc7e7ce59/AQABp_qMfbdsyEAI3JKAxMBMPQL7V1fsIpKoipZ-uDeNVmOYIeqbU-xrPplUP3LJ3_yx9a76xdC-PUAalpkflAn_XHM.png)
А через несколько лет, уже в конце 1980-х, инженерное подразделение Porsche участвовало в модернизации «Оки». Правда, эта работа не вылилась в серийный автомобиль. Но это была уже другая страна и другая история.