Российские автодилеры вынуждены снижать цены на машины из-за амбиций производителей из Китая — в этом году компании из КНР намерены занять почти 80% отечественного рынка. Поэтому в 2023 году они существенно нарастили отгрузки в салоны. У дилеров остаются существенные запасы, которые они вынуждены распродавать со скидками. Иногда размер дисконта достигает 30%, говорят собеседники «Ъ FM». Тему продолжит Владислав Викторов.
По оценкам крупнейших агрегаторов объявлений, средняя стоимость нового автомобиля в феврале опустилась в диапазоне от 1 до 3%. Причем если смотреть на конкретные модели, то падение может достигать и 14%, говорят в «Авто.ру». Тенденцию аналитики объясняют замедлением спроса при заметно возросшем предложении от китайских автопроизводителей.
Машины действительно приходится продавать с существенным дисконтом, поделился президент Союза автомобильных дилеров Вячеслав Жигалов: «Это противоестественное снижение. Производители дружно назначили дилерам планы на этот год, которые существенно превышают возможности рынка.
При этом говорить о том, что большие скидки кардинально влияют на спрос, участники рынка не берутся. В феврале продажи действительно выросли на 30% по сравнению с январем, но у экспертов пока нет уверенности в том, что это долгосрочный тренд. Кроме того, клиенты по-прежнему хотят покупать автомобили ушедших брендов, а их предложение сокращается из-за трудностей с параллельным импортом.
И это может отражаться в динамике средних цен, отметил замгендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев: «Я бы не сказал, что есть какая-то однозначная тенденция, что все машины стали дешеветь. Если мы ссылаемся на «Авито» и «Авто.ру», то там все-таки высока доля европейских автомобилей. А все их дорогие версии постепенно вымываются, потому что перевозить их все тяжелее и дороже. Поэтому если смотреть, например, на машины Mercedes-Benz, BMW, то их становится все меньше, и в рамках моделей идет удешевление самих комплектаций».
В ближайшие недели клиенты еще могут рассчитывать на существенные скидки, а с 1 апреля ситуация изменится, подчеркивают собеседники «Ъ FM». В силу вступит новый порядок ввоза автомобилей из стран ЕАЭС, и импортеры не смогут занижать таможенную стоимость машин. До сих пор благодаря этой схеме поставщикам удавалось предложить покупателям автомобили в среднем на 15−20% дешевле. Эти же машины стояли и у официальных дилеров.
В итоге всем участникам рынка придется перестраиваться под новые правила, полагает соучредитель автоцентра «Долавто» Сергей Климов: «Сейчас люди стараются ввезти максимально много машин, естественно, не для того, чтобы их слить или продать с дисконтом, а как раз для того, чтобы к 1 апреля быть готовым больше зарабатывать по новым ценам.
При этом полностью отказываться от параллельного импорта участники рынка не готовы хотя бы потому, что некоторые машин, например, премиальные китайские электрокары, другим способом завезти в страну не получится. А если клиенты не согласятся покупать их с доплатами, то крупные игроки обещают даже компенсировать часть роста цен за свой счет.