ГАЗ-М20 «Победа» — одна из первых послевоенных советских легковых машин — автомобиль эпохальный.
Он принципиально отличался от предшественника ГАЗ-М1, а многие элементы конструкции «Победы» в нашей стране использовали впервые.
Но и в мировом автомобилестроении «Победа» — событие очень заметное. Подавляющее большинство западных фирм начали послевоенное производство старыми, еще предвоенными моделями, причем, как правило, упрощенными по декору.
В классе ГАЗ-М20 новинкой стала лишь чехословацкая Tatra 600 Tatraplan 1948 года. Интересно сопоставить инженерию «Победы» и с немецкими автомобилями Mercedes-Benz 170V и Opel Kapitan. Они появились еще в 1930‐х, но именно этими моделями начали послевоенное производство именитые немецкие компании и производили их несколько лет.
Седан Opel длиной 4620 мм с задними ведущими колесами — прямой аналог нашей Победы: именно Kapitan взяли за образец, проектируя ГАЗ-М20. Колесная база (2695 мм) меньше, чем у Победы, всего на 5 мм. Но масса Опеля — 1230 кг. Некоторые линии кузова Победы близки с Опелем, но советская машина современней.
Наша «Победа»
Конструктивно и стилистически ГАЗ-М20 «Победа» стала не только рывком в отечественном автомобилестроении. Автомобиль вполне достойно выглядел и на фоне европейских моделей, которыми начали послевоенное производство.
Классическая конструкция с независимой передней и зависимой задней подвесками лучше всего подходила для нашей страны и по технологии производства, и с точки зрения эксплуатации. Со слабой динамикой, обусловленной самой низкой среди аналогов мощностью двигателя при высокой массе, потребители в СССР мирились.
В начале 1950‐х годов модель ГАЗ-М20 получила коробку передач с синхронизаторами и двигатель, форсированный до 52 л. с. Но к тому времени и европейские компании начали выпуск сильно модернизированных и новых моделей.
Сергей Канунников