ГАЗ-М20 и «сборная Европы»: какой счет?

«За рулем» сопоставил «Победу» ГАЗ-М20 с ее зарубежными одноклассниками

ГАЗ-М20 «Победа» — одна из первых послевоенных советских легковых машин — автомобиль эпохальный.

Он принципиально отличался от предшественника ГАЗ-М1, а многие элементы конструкции «Победы» в нашей стране использовали впервые.

Но и в мировом автомобилестроении «Победа» — событие очень заметное. Подавляющее большинство западных фирм начали послевоенное производство старыми, еще предвоенными моделями, причем, как правило, упрощенными по декору.

В классе ГАЗ-М20 новинкой стала лишь чехословацкая Tatra 600 Tatraplan 1948 года. Интересно сопоставить инженерию «Победы» и с немецкими автомобилями Mercedes-Benz 170V и Opel Kapitan. Они появились еще в 1930‐х, но именно этими моделями начали послевоенное производство именитые немецкие компании и производили их несколько лет.

ГАЗ-М20 «Победа» — автомобиль европейского среднего класса с колесной базой 2700 мм, длиной 4665 мм. Машина имела самую популярную тогда классическую компоновку. Среди аналогов «Победа» самая тяжелая: снаряженная масса 1420 кг. По дизайну советский автомобиль передовой: обтекаемый профиль и крылья, не выступающие за габариты кузова. 
ГАЗ-М20 «Победа» — автомобиль европейского среднего класса с колесной базой 2700 мм, длиной 4665 мм. Машина имела самую популярную тогда классическую компоновку. Среди аналогов «Победа» самая тяжелая: снаряженная масса 1420 кг. По дизайну советский автомобиль передовой: обтекаемый профиль и крылья, не выступающие за габариты кузова. Источник: «За рулем»
Двигатель ГАЗ-М20 — нижнеклапанный, четырехцилиндровый, рабочим объемом 2,1 л. Развивал 50 л. с. при 3600 об/мин. Степень сжатия — 6,2. В основе конструкции — шестицилиндровый мотор ГАЗ‐11, который скопировали с американского Dodge D5 конца 1930‐х годов.
Двигатель ГАЗ-М20 — нижнеклапанный, четырехцилиндровый, рабочим объемом 2,1 л. Развивал 50 л. с. при 3600 об/мин. Степень сжатия — 6,2. В основе конструкции — шестицилиндровый мотор ГАЗ‐11, который скопировали с американского Dodge D5 конца 1930‐х годов.Источник: «За рулем»
Mercedes-Benz 170V семейства W136 — модель 1936 года. Поэтому автомобиль отличала самая архаичная среди аналогов стилистика. Седан классической компоновки длинной 4620 мм имел наиболее длинную в сравнении с одноклассниками колесную базу — 2845 мм. Снаряженная масса — всего 1220 кг, на 200 кг меньше, чем у ГАЗ-М20.
Mercedes-Benz 170V семейства W136 — модель 1936 года. Поэтому автомобиль отличала самая архаичная среди аналогов стилистика. Седан классической компоновки длинной 4620 мм имел наиболее длинную в сравнении с одноклассниками колесную базу — 2845 мм. Снаряженная масса — всего 1220 кг, на 200 кг меньше, чем у ГАЗ-М20.Источник: «За рулем»
Двигатель Mercedes-Benz с боковыми клапанами — конструкция середины 1930‐х годов. Модернизированный после войны четырехцилиндровый агрегат рабочим объемом 1,7 л выдавал 52 л. с. при 4000 об/мин. Степень сжатия — 6,5.
Двигатель Mercedes-Benz с боковыми клапанами — конструкция середины 1930‐х годов. Модернизированный после войны четырехцилиндровый агрегат рабочим объемом 1,7 л выдавал 52 л. с. при 4000 об/мин. Степень сжатия — 6,5.Источник: «За рулем»
Opel Kapitan дебютировал в 1938 году. Послевоенный вариант отличали простые круглые фары вместо оригинальных предвоенных V‐образных и более дешевые материалы отделки салона.
Opel Kapitan дебютировал в 1938 году. Послевоенный вариант отличали простые круглые фары вместо оригинальных предвоенных V‐образных и более дешевые материалы отделки салона.Источник: «За рулем»
Самый передовой и самый мощный — верхнеклапанный двигатель «Опеля». Шестицилиндровый мотор при 3500 об/мин развивал 55 л. с. Степень сжатия 6,0.
Самый передовой и самый мощный — верхнеклапанный двигатель «Опеля». Шестицилиндровый мотор при 3500 об/мин развивал 55 л. с. Степень сжатия 6,0.Источник: «За рулем»

Седан Opel длиной 4620 мм с задними ведущими колесами — прямой аналог нашей Победы: именно Kapitan взяли за образец, проектируя ГАЗ-М20. Колесная база (2695 мм) меньше, чем у Победы, всего на 5 мм. Но масса Опеля — 1230 кг. Некоторые линии кузова Победы близки с Опелем, но советская машина современней.

Tatrа Т600 Татраплан из Чехсловакии: ее отличала характерная для аналогичных моделей этой фирмы заднемоторная компоновка и оригинальный передовой аэродинамический дизайн. Tatra длиной 4540 мм и с базой 2700 мм — самая легкая среди аналогов: 1180 кг.
Tatrа Т600 Татраплан из Чехсловакии: ее отличала характерная для аналогичных моделей этой фирмы заднемоторная компоновка и оригинальный передовой аэродинамический дизайн. Tatra длиной 4540 мм и с базой 2700 мм — самая легкая среди аналогов: 1180 кг.Источник: «За рулем»
Самый оригинальный мотор — четырехцилиндровый, оппозитный, воздушного охлаждения — стоял на «Татре». Агрегат рабочим объемом 2 л со степенью сжатия 6,0 оснащали двумя карбюраторами. Мощность — 52 л. с. при 4000 об/мин.
Самый оригинальный мотор — четырехцилиндровый, оппозитный, воздушного охлаждения — стоял на «Татре». Агрегат рабочим объемом 2 л со степенью сжатия 6,0 оснащали двумя карбюраторами. Мощность — 52 л. с. при 4000 об/мин.Источник: «За рулем»
Революционная для СССР особенность «Победы» — первый в нашей стране серийный несущий кузов с мощными лонжеронами.
Революционная для СССР особенность «Победы» — первый в нашей стране серийный несущий кузов с мощными лонжеронами.Источник: «За рулем»
Для «Победы» впервые на горьковских автомобилях создали гидравлические тормоза. Точно такая же конструкция была на всех аналогах.
Для «Победы» впервые на горьковских автомобилях создали гидравлические тормоза. Точно такая же конструкция была на всех аналогах.Источник: «За рулем»
Передняя подвеска «Победы» — революционная для нашей страны: независимая, пружинная, с рычажными амортизаторами. Их рычаги выполняли роль и верхних рычагов подвески.
Передняя подвеска «Победы» — революционная для нашей страны: независимая, пружинная, с рычажными амортизаторами. Их рычаги выполняли роль и верхних рычагов подвески.Источник: «За рулем»
Задняя подвеска ГАЗ-М20 — традиционная для большинства автомобилей вплоть до 1960‐х годов: на продольных рессорах с рычажными амортизаторами. Такая же конструкция у «Опеля».
Задняя подвеска ГАЗ-М20 — традиционная для большинства автомобилей вплоть до 1960‐х годов: на продольных рессорах с рычажными амортизаторами. Такая же конструкция у «Опеля».Источник: «За рулем»
В основе «Мерседеса» — Х‐образная рама, традиционная для фирмы в 1930‐х годах. Несмотря на это, масса автомобиля не была высокой.
В основе «Мерседеса» — Х‐образная рама, традиционная для фирмы в 1930‐х годах. Несмотря на это, масса автомобиля не была высокой.Источник: «За рулем»
Передняя подвеска Mercedes-Benz — на поперечных рессорах, с рычажными амортизаторами
Передняя подвеска Mercedes-Benz — на поперечных рессорах, с рычажными амортизаторамиИсточник: «За рулем»
Подвеска независимая, пружинная, с так называемыми качающимися полуосями.
Подвеска независимая, пружинная, с так называемыми качающимися полуосями.Источник: «За рулем»
Конструкция несущего кузова Opel Kapitan стала основой при проектировании ГАЗ-М20. Поэтому некоторые силовые элементы фактически совпадали.
Конструкция несущего кузова Opel Kapitan стала основой при проектировании ГАЗ-М20. Поэтому некоторые силовые элементы фактически совпадали.Источник: «За рулем»
Подвеска немецкого седана Opel Kapitan точно такая же, как у ГАЗ-М20. Именно ее советские конструкторы взяли за образец при проектировании «Победы».
Подвеска немецкого седана Opel Kapitan точно такая же, как у ГАЗ-М20. Именно ее советские конструкторы взяли за образец при проектировании «Победы».Источник: «За рулем»
Конструкция «Татры» T600: пол на центральной хребтовой раме, к которому крепили кузов.
Конструкция «Татры» T600: пол на центральной хребтовой раме, к которому крепили кузов.Источник: «За рулем»
Передняя подвеска «Татры» — однотипная с немецкой: на поперечных рессорах, но с передовыми по тем временам телескопическими амортизаторами.
Передняя подвеска «Татры» — однотипная с немецкой: на поперечных рессорах, но с передовыми по тем временам телескопическими амортизаторами.Источник: «За рулем»
Самая оригинальная задняя подвеска — у «Татры» Т600: независимая, с поперечным торсионом и телескопическими амортизаторами.
Самая оригинальная задняя подвеска — у «Татры» Т600: независимая, с поперечным торсионом и телескопическими амортизаторами.Источник: «За рулем»
На ранних ГАЗ-М20 стояла трехступенчатая коробка передач без синхронизаторов от ГАЗ‐11−73 — шестицилиндровой версии ГАЗ-М1. Трехступенчатая коробка с синхронизаторами на второй и третьей передачах появилась в 1952 году. Такие же — трехступенчатые коробки с синхронизаторами на высших передачах были на «Опеле» и «Татре». Коробка передач на «Мерседесе» 170V — четырехступенчатая, полностью синхронизированная.
На ранних ГАЗ-М20 стояла трехступенчатая коробка передач без синхронизаторов от ГАЗ‐11−73 — шестицилиндровой версии ГАЗ-М1. Трехступенчатая коробка с синхронизаторами на второй и третьей передачах появилась в 1952 году. Такие же — трехступенчатые коробки с синхронизаторами на высших передачах были на «Опеле» и «Татре». Коробка передач на «Мерседесе» 170V — четырехступенчатая, полностью синхронизированная.Источник: «За рулем»

Наша «Победа»

Конструктивно и стилистически ГАЗ-М20 «Победа» стала не только рывком в отечественном автомобилестроении. Автомобиль вполне достойно выглядел и на фоне европейских моделей, которыми начали послевоенное производство.

Классическая конструкция с независимой передней и зависимой задней подвесками лучше всего подходила для нашей страны и по технологии производства, и с точки зрения эксплуатации. Со слабой динамикой, обусловленной самой низкой среди аналогов мощностью двигателя при высокой массе, потребители в СССР мирились.

В начале 1950‐х годов модель ГАЗ-М20 получила коробку передач с синхронизаторами и двигатель, форсированный до 52 л. с. Но к тому времени и европейские компании начали выпуск сильно модернизированных и новых моделей.

Сергей Канунников