По данным, которые предоставил по запросу «Ъ» столичный метрополитен, в составе различных электропоездов эксплуатируется около 6,5 тыс. вагонов пяти серий.
Новый вагон типа «Москва-2024» (по сути, рестайлинг модификации «Москва-2020» с новым интерьером) уже разработан, сборка началась, выход его на линию недавно анонсировал мэр Москвы Сергей Собянин. В сети уже появились видео, как новый поезд обкатывают на Замоскворецкой линии без пассажиров.
Поезда 81−717/714 были самой массовой серией в мире, рассказали в столичном метрополитене: в них впервые применено люминесцентное освещение и появились устройства экстренной связи пассажиров с машинистом. Постепенно они уходят в прошлое. В конце прошлого года эти вагоны, к примеру, полностью ушли с Калужско-Рижской линии, их заменили более свежие модели «Ока», «Москва» и «Москва-2020». Недавно часть списанных вагонов была отреставрирована и передана в новое основное здание музея транспорта Москвы (его откроют в 2024 году) — это исторические модели типа «В» (выпускались в 1926—1927 годах в Германии), «Г» (1939, 1940, 1947−1955), «Еж» (1973−1977), «Номерной» и другие. «Номерные», кстати, продолжают использоваться в метрополитенах Нижнего Новгорода, Самары, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов.
«Вагоны по истечении назначенного срока службы списываются с баланса метрополитена установленным порядком с последующей утилизацией, — рассказали “Ъ” в метрополитене. — Количество вагонов, подлежащих утилизации, зависит от того, сколько вагонов выбывает по сроку службы в тот или иной год. Метро заинтересовано в сохранении нашей истории, поэтому не все вагоны подлежат списанию.
Наряду с обычными поездами на линии метро регулярно (в связи с какими-то датами, событиями и юбилеями) выезжают различные тематические составы. В 2023 году пассажиров по БКЛ возил ретропоезд «Сокольники» (созданный на базе «Номерного», но выглядящий как вагон типа «А»), а также поезд «Акварель» (на базе «Русича») с репродукциями картин, курсирующий по Арбатско-Покровской линии.
В 2024—2025 годах московские власти планируют закупить более 550 вагонов серии «Москва-2024», а до 2030 года будет приобретено в общей сложности 2,3 тыс. новых вагонов. К этому году власти планируют обновить 95% подвижного состава (сейчас — 74%). Как пояснили в метрополитене, особый приоритет в течение несколько лет будет отдан закупке составов для Замоскворецкой линии, а также для новых веток — Троицкой и Бирюлевской (уже строятся). Это означает, что на Люблинско-Дмитровской и Сокольнической линиях «Номерные» будут эксплуатироваться еще довольно долго.
«Дело в том, что одновременно с заменой поездов необходимо новое оборудование депо, переучивание персонала и прочее, — пояснил “Ъ” член общественного совета при Минтрансе России, глава Союза пассажиров Кирилл Янков. — Старые поезда имеют срок эксплуатации 35−40 лет, и многие моложе этого срока — Москва не такая бюджетно избыточная, чтобы списывать их досрочно, передавать в другие метрополитены можно очень ограниченное количество, да и “Трансмашхолдинг” (производитель подвижного состава.— “Ъ”) имеет ограниченные мощности производства. На Люблинско-Дмитровской “Номерные”, вероятно, самые новые, поскольку она вводилась в 1990-е — логично, чтобы они проездили свои 35 лет до списания».
В 2026—2030 годах, заявил Сергей Собянин, ожидается разработка и выход на линию следующего поколения поезда, который будет более вместительным и, возможно, беспилотным, но других подробностей в мэрии пока не раскрывают.
Иван Буранов