Ассоциация туроператоров России (АТОР) обратилась к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой разрешить туристическим автобусам ездить по выделенным полосам. Это, по мнению представителей туриндустрии, упростит для гостей столицы путь к «популярным локациям Москвы». Эксперты в связи с этим напоминают, что туристические автобусы во многих странах пользуются правом преимущественного проезда, а допуск их на маршрутные полосы, возможно, даже более логичен, чем машин такси. В мэрии пока не отреагировали на просьбу. Ранее аналогичных преференций безуспешно добивались мотоциклисты, представители индустрии каршеринга и лоббисты электромобилей и беспилотных авто.
Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе просит мэра Москвы Сергея Собянина разрешить туристическим автобусам выезжать на выделенные полосы. Обращение она передала градоначальнику в ходе чествования представителей индустрии, удостоенных звания «Почетный работник туризма Москвы». Таким образом туристам станет проще добираться до «популярных локаций», заявила она, и это облегчило бы обслуживание тургрупп. Сергей Собянин на просьбу пока не отреагировал.
Правила дорожного движения, напомним, разрешают передвигаться по выделенкам маршрутным и школьным автобусам, такси и велосипедам. В Москве и Петербурге штраф за выезд на полосу 3 тыс. руб., в остальных городах — 1,5 тыс. руб. Общая протяженность таких полос в столице, к примеру, составляет 462 км, сеть постоянно расширяется.
Проблема с перемещениями туристов по Москве существует не один год, пояснила «Ъ» Майя Ломидзе, но сейчас она снова обострилась. Госпожа Ломидзе привела в подтверждение этого тезиса статистику: по итогам 2023 года турпоток в Москве составил 24,5 млн человек против 17,9 млн — в 2022 году. Ранее, говорит она, АТОР уже обращалась в разные ведомства по поводу выделенок, но безрезультатно.
В столичном дептрансе «Ъ» комментарий по поводу обращения АТОР в среду предоставить не смогли. Отметим, представители туриндустрии не первые, кто просит подобных преференций. В 2013 году сообщество байкеров заявило о необходимости обеспечить доступ на выделенные полосы мотоциклистам, но мэрия выступила против. В 2018—2020 годах каршеринговые компании и Минэнерго предлагали открыть маршрутные полосы для автомобилей каршеринга, электромобилей и беспилотных авто. Однако и здесь не удалось заручиться поддержкой столичных властей. В 2020 году депутаты от ЛДПР предложили поправками к КоАП РФ отменить штраф для всех водителей за выезд на выделенку с 23:00 до 6:00, но против этой идеи выступило уже правительство России.
Глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский, ссылаясь на зарубежный опыт, заметил, что туристические автобусы везде пользуются правом преимущественного проезда. «Таких автобусов в Москве немного, — считает он.— Если мы их пустим на полосы, то общественный транспорт и дорожное движение от этого не пострадают, а туристическое направление выиграет».
«Выделенная полоса для перевозки большого числа пассажиров в одном транспортном средстве — разумная просьба, возможно, даже разумнее, чем в случае с такси (могут пользоваться полосами.— “Ъ”), — считает директор Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова.— Но важно учитывать пропускную способность маршрута, чтоб в итоге не устроить пробок для общественного транспорта. Уверена, что специалисты дептранса Москвы примут взвешенное решение». Госпожа Ракулова отметила, что де-юре понятия «туристическая перевозка» не существует (в нормативных документах фигурируют заказные и регулярные перевозки), а значит, нельзя на этом основании вычленить отдельные транспортные средства из потока. Об этой проблеме говорит и Майя Ломидзе, полагая, что поможет электронный реестр с номерами заказных автобусов, перевозящих туристов.
Пропускная возможность выделенок ограниченна, и зачастую, особенно в часы пик, здесь тесно даже общественному транспорту, «для допуска туристических автобусов требуются серьезное обоснование и расчеты», говорит научный руководитель НИИ автомобильного транспорта, директор ассоциации ТАМА Норайр Блудян.
Иван Буранов.