5 безумных концепт-каров 1950-х годов

В те годы свет увидело несколько легендарных концептуальных автомобилей, которые по-прежнему завораживают и сегодня

Все эти автомобили были разработаны для демонстрации дизайнерских возможностей автопроизводителей, а также инновационных технологий. Все началось в 1938 году с Buick Y-Job, спроектированного Харли Дж. Эрлом. В последующие годы другие автопроизводители тоже начали следовать его примеру.

К 1950-м годам концепт-кары стали мейнстримом среди автопроизводителей.

Концепт-кары 1950-х годов, находившиеся под сильным влиянием эры реактивных самолетов и излучавшие уверенность послевоенного бума, были яркими и футуристичными.

1951 год: General Motors LeSabre

General Motors LeSabre
Источник: GM

Помимо первого в истории концепт-кара, General Motors была ответственна за появление некоторых из величайших концептов 1950-х годов. Самым ярким из них был LeSabre 1951 года выпуска.

General Motors LeSabre
Источник: GM

LeSabre, разработанный знаменитым Харли Дж. Эрлом, получил великолепный двухдверный кузов-трансформер в стиле реактивного самолета. Сам кузов был изготовлен с применением алюминия, магния и стекловолокна.

General Motors LeSabre
Источник: GM

Автомобиль был оснащен полностью алюминиевым V8 с наддувом, который мог работать на бензине или метаноле. Двигатель мощностью 335 л.с. был соединен с автоматической коробкой передач, установленной сзади для лучшего распределения веса.

General Motors LeSabre
Источник: GM

LeSabre послужил вдохновением для многочисленных серийных автомобилей 1950-х годов. В настоящее время концепт-кар находится в Центре наследия корпорации GM в Стерлинг-Хайтс, штат Мичиган.

1953 год: GM XP-21 Firebird

GM XP-21 Firebird
Источник: GM

Реактивный истребитель с колесами XP-21 Firebird (он же Firebird I) был разработан, как вы уже догадались, Харли Дж. Эрлом.

Его кузов (или, скорее, фюзеляж) был изготовлен из пластика, армированного стекловолокном, и в значительной степени вдохновлен реактивным истребителем Douglas F4D Skyray с треугольным крылом.

GM XP-21 Firebird
Источник: GM

Firebird не только выглядел как реактивный истребитель, но и приводился в действие двухкомпонентным турбинным двигателем. Экспериментальная силовая установка, получившая название Whirlfire Turbo-Power, был разработана под руководством Чарльза Л. Маккуэна и (предположительно) была способна выдавать 370 л.с.

GM XP-21 Firebird
Источник: GM

Теоретически концепт мог развивать максимальную скорость 322 км/ч, но ни у кого не хватило смелости превысить отметку в 160 км/ч во время реальных тестов.

XP-21 Firebird дебютировал на Motorama в 1954 году, где у зрителей буквально отвисла челюсть при виде столь смелого решения. За ним последовали еще три концепта Firebird, вдохновленных реактивными двигателями. Сейчас этот необычный автомобиль можно увидеть в Центре наследия корпорации GM.

1953−1955 годы: Alfa Romeo BAT

Alfa Romeo BAT
Источник: Alfa Romeo

Подавляющее большинство футуристических концепт-каров, появившихся на свет в 1950-х годы, были родом из США. Однако в течение этого десятилетия некоторые европейские автопроизводители также начали мыслить нестандартно. Самым известным примером является Alfa Romeo и ее серия BAT (Berlina Aerodinamica Tecnica).

Alfa Romeo BAT
Источник: Alfa Romeo

В начале 1050-х годов боссы Alfa Romeo поручили Нуччо Бертоне и его знаменитому дизайнерскому дому создать три концепт-кара, в которых основное внимание уделялось аэродинамике.

Alfa Romeo BAT
Источник: Alfa Romeo

Работая с шасси Alfa Romeo 1900 и стремясь создать автомобиль с минимально возможным коэффициентом лобового сопротивления, Франко Скальоне из Bertone в 1953 году завершил разработку первого концепта BAT (ошибочно названного BAT 5).

Автомобиль с великолепным обтекаемым кузовов и изогнутыми окнами теоретически был способен развивать скорость 200 км/ч со стандартным 100-сильным четырехцилиндровым двигателем.

Идея была усовершенствована при создании BAT 7 1954 года выпуска, который получил серию модернизаций, которые позволили снизить коэффициент лобового сопротивления с 0,23 (у BAT 5) до 0,19.

Alfa Romeo BAT
Источник: Alfa Romeo

Окончательный концепт серии был представлен в 1955 году. BAT 9 был скорее шоу-каром, чем дальнейшей аэродинамической эволюцией своих предшественников.

Все три автомобиля выжили и несколько раз меняли владельцев в последующие десятилетия. Совсем недавно трио было продано с аукциона RM Sotheby’s за 15 миллионов долларов.

1954 год: Lincoln Futura

Lincoln Futura
Источник: Ford

Ford также сыграл важную роль в популяризации концепт-каров в 1950-х годах.

Бесспорно, самым удивительным концептуальным автомобилем марки того захватывающего десятилетия был Lincoln Futura.

Futura — детище дизайнера Ford Билла Шмидта, который черпал вдохновение для дизайна в грациозных и устрашающих акулах.

Lincoln Futura
Источник: Ford

Lincoln Futura получил роскошный кузов с двойным козырьком из прозрачного стекла и большими задними крыльями. Концепт оснащался двигателем V8 объемом 6,0 литра и трехступенчатой автоматической коробкой передач.

Концепт был представлен на Чикагском автосалоне 1955 года, а четыре года спустя он дебютировал на большом экране в голливудской романтической комедии «Все началось с поцелуя».

Впоследствии Ford продал Futura легенде кастомных автомобилей Джорджу Баррису, который превратил его в Бэтмобиль для телесериала 1960-х годов «Бэтмен».

Lincoln Futura
Источник: Barrett-Jackson

В своем первоначальном виде Futura был одним из самых захватывающих концепт-каров 1950-х годов, а как бэтмобиль, он стал одним из самых известных автомобилей, когда-либо созданных для кино.

1958 год: Ford Nucleon

Ford Nucleon
Источник: Ford

В то время как Lincoln Futura был самым известным концепт-каром Ford 1950-х годов, Nucleon, несомненно, был самым смелым автомобилем корпорации.

Разработанный в 1958 году концепт выглядел как нечто среднее между пикапом и скоростным катером, но его внешний вид был не самым необычным.

Ford хотел оснастить автомобиль небольшим ядерным реактором.

Ford Nucleon
Источник: Ford

Ядерная энергетика была относительно новой, поэтому в то время она считалась безопасной и безвредной для окружающей среды. Ford рассудил, что это неизбежно произведет революцию в автомобильном секторе, и намеревался получить преимущество перед конкурентами.

Теоретически идея казалась хорошей, но реализовать ее на практике было невозможно, поэтому проект Nucleon был закрыт на стадии масштабной модели.