Плюс электрификация автопарка всей страны

Число легковых электромобилей в РФ за год выросло на 75%

Общее количество легковых электромобилей в России, по данным ГИБДД, за прошедший год выросло на 75%, достигнув 40 тыс. В ряде регионов динамика роста существенно выше, чем в среднем по стране: в Москве парк электрокаров вырос в семь раз, в Калининградской области — втрое, в Подмосковье — вдвое. Впрочем, пока доля электрических транспортных средств в общем автопарке не превышает 0,1%, и эксперты расходятся в прогнозах по поводу дальнейшего роста.

Зарядка электромобиля
Источник: Freepik

Данные о состоянии автопарка России на конец 2023 года опубликованы в статистическом разделе сайта ГИБДД stat.gibdd.ru, «Ъ» изучил их. Общее количество легковых электромобилей, стоящих на учете в ГИБДД, выросло за год на 75%, с 22,5 тыс. до 39,7 тыс. Для сравнения: в 2019 года электрокаров было 2,8 тыс., в 2020 году — 7,5 тыс., в 2021 году — 14 тыс. В отдельных регионах динамика роста выше.

К примеру, в Москве парк электромобилей за 2023 год вырос с 1,65 тыс. до 7,34 тыс., в Калининградской области — с 304 до 970, в Московской области — с 1,17 тыс. до 2,77 тыс., в Санкт-Петербурге — с 1 тыс. до 2 тыс., Татарстане — с 443 до 914, в Краснодарском крае — с 1,64 тыс. до 2,74 тыс. На Чукотке в 2022 году не было ни одного зарегистрированного электромобиля — сейчас есть один.

В Приморском крае парк электромобилей вырос незначительно (с 2 тыс. до 2,1 тыс. машин), зато с 27 тыс. до 37 тыс. увеличилось число гибридных автомобилей. Похожая ситуация в Иркутской области, где также значительно вырос интерес к гибридам: с 7,2 тыс. их прибавилось до 12,6 тыс. Общая же численность гибридных автомобилей в России за год поднялась с 135 тыс. до 219 тыс., на 61%.

Парк легковушек со всеми типами двигателей вырос с 50,6 млн до 51,5 млн — таким образом, электромобили составляют пока 0,07% от всех стоящих на учете транспортных средств.

Судя по данным ГИБДД, в России также зарегистрировано 604 электробуса (в 2022 году их было 160) и 150 электрогрузовиков (в 2022 году их было 49).

В 2021 году, напомним, правительство РФ утвердило «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта до 2030 года» с планом мероприятий («дорожной картой»). Власти хотят к этому времени довести до 10% долю электромобилей среди всех производимых в РФ транспортных средств, а также запустить в эксплуатацию 72 тыс. зарядных станций и 1 тыс. водородных заправок.

Регионы уже сейчас предоставляют льготы владельцам электромобилей на парковку, освобождают их от уплаты транспортного налога и т. д. В 2023 году кабмин разрешил владельцам электромобилей ездить по федеральным платным дорогам без оплаты.

Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира
Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира
Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира
Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира
Работа электрической станции зарядки электромобилей на проспекте Мира
8

Популярность электромобилей в Москве будет расти, считают в столичном дептрансе. Там напомнили, что зарядные станции в городе строятся с 2015 года, их сейчас более 3 тыс., в том числе более 240 — установлены в рамках программы «Энергия Москвы» (они бесплатны для автовладельцев).

В 2023 году, по данным дептранса, автовладельцы воспользовались городскими зарядными станциями более 210 тыс. раз, почти втрое больше, чем в 2022 году. «Город будет и дальше стимулировать москвичей выбирать личный электрический транспорт, — заявили в дептрансе.— Мы продолжим размещать городские зарядные станции, к 2030 году их количество вырастет до 30 тыс.».

Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что в 2023 году в России было продано 14,1 тыс. новых электромобилей (на первом месте по продажам Zeekr и Evolute), в 4,7 раза выше, чем в 2022 году. Это основная причина роста парка.

«Глобальные производители будут продолжать наращивать производство электромобилей, хотим мы этого или нет, и мы будем в этом тренде, — считает эксперт.— Кроме того, развивать сборку и производство электромобилей несколько проще, чем машин с двигателем внутреннего сгорания. Мешают продажам недостаточное количество зарядок, особенно за пределами больших городов, а также небольшой пробег на одной зарядке и высокая стоимость собственно электромобилей». Господин Удалов ожидает дальнейшего роста продаж: «В 1,8−2 раза в этом году рост вполне возможен, примерно такими, может быть, чуть ниже могут остаться темпы в следующем году».

«Не вижу взрывного потенциала на ближайшие годы для электромобилей в России, — не соглашается главный редактор журнала “За рулем” Максим Кадаков.— Рост, возможно, и будет, но в целом электромобили никакого влияния на рынок и парк оказывать не будут. Главная проблема не в зарядных станциях, о которых все говорят, а в том, что электромобили дороже на 30−40% аналогичных авто с бензиновыми моторами. Поэтому для нас это пока не рыночная история. И даже льготное автокредитование здесь не поможет. Нет сейчас электромобилей по цене 1,5−2 млн руб., и едва ли ситуацию исправит электрический Lada Largus, который явно будет стоить больше 2 млн руб. (опытное производство модели на заводе в Ижевске началось в конце 2023 года.— “Ъ”)».

Ora 03 экстерьер
Ora 03 экстерьер
Ora 03 экстерьер
Ora 03
Ora 03
9

«Пользователи электромобилей — чаще всего обеспеченные люди, которые раньше покупали люксовые и премиальные авто, такие как BMW, Mercedes, — объясняет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.— Теперь они пробуют ездить на электрических “китайцах”, таких как Zeekr, которые выглядят и едут неплохо. Произошло перераспределение спроса в другие сегменты. Но думаю, что это временное явление. Люди попробуют электромобили, разочаруются и продадут, поняв, что в условиях нашего климата ездить на электротяге сложно. Фанаты останутся, но их будет немного, как и сейчас».

Господин Шапарин считает, что продажи электрокаров в последующие годы сократятся: он напоминает, что многие машины, в том числе на электротяге, раньше ввозились через Киргизию из-за возможности сэкономить на пошлине, но с 1 апреля эта лазейка закроется в связи выходом нового постановления правительства («Ъ» сообщал о нем на днях). Эксперт также напоминает, что Япония не так давно также ужесточила ввоз транспортных средств, из-за чего гораздо сложнее стало купить Nissan Leaf — один из самых популярных электромобилей на вторичном рынке.

Иван Буранов