Многие электромобили не прошли проверку российскими морозами, рассказали «Известиям» представители автосервисов. Владельцы таких машин столкнулись с сокращением запаса хода, проблемами в работе мультимедийных систем и повреждениями электрики.
Самыми неприспособленными к нашей погоде оказались китайские бренды. При этом число заездов электромобилей в сервисы зимой сократилось. Но противоречия здесь нет — из-за морозов многие владельцы просто отказались от их эксплуатации, объясняют эксперты.
Неэкологичные проблемы
Не все электромобили, стремительно набирающие популярность среди россиян, оказались готовы к аномальным морозам. Согласно данным синоптиков, в течение этой зимы температура воздуха доходила до −25 °C в Москве и до −28 °C в Подмосковье. Главной проблемой владельцев экологичного транспорта стало уменьшение запаса хода, отметили в сети СТО Fit Service.
— В морозы заряда батареи автомобиля хватает на меньшее расстояние, снижается скорость заряда и больше энергии тратится на обогрев салона машины, — рассказал «Известиям» технический директор компании Алексей Рузанов.
Общее количество обращений владельцев электромобилей в сервисы в 2023 году увеличилось на 28%, но в зимние месяцы — в декабре и январе — их количество снизилось. Алексей Рузанов полагает, что в морозы некоторые владельцы таких машин просто перестали ими пользоваться.
Именно поэтому большинство россиян приобретают электрокар в качестве второго автомобиля в семье, считает руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин.
— Электромобили тяжело обслуживать и ремонтировать, — рассказал он «Известиям». — В первую очередь это касается моделей, привезенных параллельным импортом. Интерфейс таких автомобилей не русифицирован, детали редкие, их сложно достать, и стоят они чрезвычайно дорого.
Морозная зима выявила у многих электрокаров проблемы с проводкой, батареей и программной частью, отметил эксперт «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Сергей Власов. Из-за перепадов температуры батарея машины может вздуться и даже загореться.
— От химической каши, которая образуется из-за реагентов и влажности, повреждается электрика и металл, — рассказал он. — Неприятным сюрпризом могут стать программные ошибки вроде отказавшей мультимедиа.
Популярность электромобилей среди россиян растет с каждым годом. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в 2022 году было продано 11,9 тыс. новых и б/у машин, а в 2023-м — 24,5 тыс. Популярность связана с многочисленными льготами, например бесплатной парковкой, отсутствием транспортного налога и экономией на обслуживании, так как такие машины не требуют замены масла и фильтров.
Какие марки не приспособлены к морозам
Несмотря на схожесть некоторых проблем электромобилей, всё зависит от модели и страны-производителя, считает редактор российского электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов.
— Например, у автомобилей Tesla зимой страдают моторы из-за реагентов, а у популярных китайских моделей глючит электроника, — рассказал он «Известиям». — Кроме того, у той же Tesla в России проблемы с поиском прошивки программного обеспечения, очень часто отказывает функция автопилота.
Но есть и общие проблемы для электрокаров и машин с двигателями внутреннего сгорания, в частности подвеска, отметил Руслан Тарасов. На эту ситуацию влияет состояние российских дорог.
— У электромобилей больше вес из-за батареи, поэтому зимой у них частенько страдают шины из-за падения давления, — объяснил эксперт. — Владельцы таких машин также сталкиваются с обмерзанием замков, дверных ручек, стеклоподъемников и падением заряда в обычном аккумуляторе, который питает бортовую электрику.
Руслан Тарасов подчеркнул, что еще одной проблемой электромобилей в мороз стала невозможность подключить к транспорту зарядное устройство из-за обледенения портов. Владельцы таких машин рассказывали, что отогревали порты для зарядки самостоятельно, положив их в заведенный автомобиль и по 20−30 минут ожидая, когда тот оттает.
Наименее приспособленными к морозам оказались электромобили, произведенные в Китае, считает обозреватель автомобильного портала «Дром» Сергей Цыганов. По его мнению, производители из КНР экономят на сборке машин.
— В китайских электромобилях зачастую используются электронные компоненты, не имеющие большого запаса по температурному диапазону и виброустойчивости. А конструктивные решения тоже бывают очень простыми и дешевыми, — объяснил он «Известиям». — Например, силовые полупроводниковые элементы и конденсаторы большой емкости могут сильно менять параметры в зависимости от температуры.
Эксперты, опрошенные «Известиями», сошлись во мнении, что с ростом количества владельцев электромобилей производители будут вынуждены постепенно приспосабливать их к российским условиям.
В январе 2024 года «Известия» писали о том, что автомобилисты оказались не готовы к аномальным морозам. Количество обращений на СТО выросло на 15% по сравнению с таким же периодом 2023-го. Среди самых распространенных жалоб — разряженные аккумуляторы, сгоревшие стартеры из-за многочисленных попыток завести транспорт.
Роман Солдатов