В минувшем январе на рынке старой Москвы было заключено 1,1 тыс. сделок с машино-местами, за год продажи паркинга выросли почти в четыре раза, отметила исполнительный директор «НДВ Супермаркет Недвижимости» Татьяна Подкидышева.
По ее словам, сказался недостаток машино-мест в проектах. В последнее время застройщики закладывают меньший коэффициент обеспеченности машино-местами в проектах, особенно это касается комфорт- и бизнес-классов. А спрос на паркинг не снижается у потребителей. Большая часть машино-мест приобретается за собственные средства (89,5%).
Острый дефицит подземных парковок особенно заметен в крупных многоэтажных комплексах, расположенных в центре столицы, где каждый сантиметр на вес золота.
Как сообщил «МК» директор направления «Новостройки» «ИНКОМ-Недвижимости» Валерий Кочетков, этой зимой интерес к подземным парковкам в многоэтажных жилых комплексах подогрели сильные циклоны. К примеру, в столице после мощного снегопада «Ваня» в декабре 2023 года спрос на покупку машино-мест вырос на 30%, а на аренду — на 80%, добавил аналитик.
Ситуацию усугубил и повышенный интерес частных инвесторов к этому виду нежилой недвижимости. Как рассказал «МК» директор по развитию Est-a-Tet Роман Родионцев, на московском рынке новостроек набирает силу новый тренд — вложения в машино-места.
Все чаще частные инвесторы приобретают несколько машино-мест и потом сдают их в аренду жильцам дома, при этом у них может даже не быть квартиры в этом доме. С его слов, в современных ЖК коммунальные платежи за подземную парковку, как правило, укладываются в 1500—1600 руб. При этом средняя ставка аренды составляла в декабре 12 тыс. руб. в месяц, а сейчас она увеличилась до 15−17 тыс. руб., а в ряде локаций — до 20 тыс. руб.
В 2023 году машино-место в новостройке массового сегмента в среднем стоило 2,2 млн руб., за год цена выросла на 36%, сообщила Подкидышева. Сейчас в новостройках массового сегмента (эконом, комфорт) цена машино-места варьируется от 800 тыс. руб. до 2,5 млн руб. Она зависит от степени готовности проекта и самого расположения машино-места в паркинге, заметил Валерий Кочетков. Самым ликвидным в подземном паркинге, по его оценке, считается верхний уровень с местом рядом с лифтом. В надземном паркинге самые дорогие места находятся на первом этаже.
По словам аналитиков, дешевле всего машино-место можно купить на этапе котлована. С ростом стадий строительной готовности растет и уровень цены. При этом на этапе стройки спрос на парковки обычно низкий, т.к. в первую очередь покупатель рассматривает варианты покупки квартиры по разным ипотечным программам, которые не распространяются на нежилые помещения. После заселения спрос вырастает, но нераспроданных машино-мест остается около 40%, которые довольно неплохо уже сдаются в аренду.
По оценке Романа Родионцева, на текущий момент в столичных подземных паркингах продается более 5 тыс. машино-мест. Интересный момент: парковки на демократичном востоке, юго-востоке и северо-востоке стоят дороже, чем на дорогом западе, юго-западе, северо-западе (см. таблицу). «Более высокая стоимость машино-места в ВАО, ЮВАО и СВАО по отношению к более престижным округам связана с конъюнктурой текущего рынка.
Дело в том, что стоимость машино-места зависит от класса проекта, площади машино-места, его расположения в паркинге и прилегающего свободного пространства. Также на стоимость серьезное влияние оказывает количество машино-мест по отношению к квартирам и общая ситуация с парковкой в районе», — объяснил Родионцев. Он не ожидает в 2024 году кардинальных изменений по машино-местам, так как их реализация полностью связана с рынком квартир и апартаментов.
По мнению Подкидышевой, уровень цены подземного паркинга будет зависеть от нескольких факторов. Если спрос будет расти более высокими темпами, чем в 2023-м, то уровень цены также вырастет. «В 2023 г. были не только рекордные продажи квартир, но и машино-мест. В целом спрос на машино-места будет находиться на среднем уровне», — полагает эксперт.
«Ситуацию на рынке подземных парковок трудно спрогнозировать», — сказала управляющий партнер bnMAP.pro, основатель «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова. С одной стороны, машино-место — это не объект первой необходимости, а с ужесточением ипотечных программ будет меньше возможностей приобрести недвижимость, в том числе и нежилую, за доступные суммы.
«С другой стороны, застройщики хотят поддерживать спрос и выводят различные акции, по которым можно купить машино-место со значимой скидкой или вообще получить в подарок при покупке квартиры. Также можно отслеживать предложения городских властей и участвовать в аукционах, чтобы купить место для своего авто, это может быть очень выгодно», — заключила Доброхотова.
Сергей Артемов