Самыми ликвидными оказались отечественные и китайские машины, а вот остаточная стоимость покинувших нашу страну иномарок существенно снизилась.
Русский с китайцем
В условиях продолжительного роста цен на авторынке подержанную машину можно продать сегодня гораздо дороже, чем она была куплена несколько лет назад. Это подтверждают результаты проведенного агентством «Автостат» исследования «Residual value — 2024», согласно которым остаточная стоимость многих популярных моделей, купленных в 2020 году, на 25−50% превышает их первоначальную цену. Стоит при этом отметить, что впервые в рейтинге оказались исключительно отечественные и китайские автомобили, которые вытеснили иномарки ушедших брендов.
По словам технического директора автомобильного маркетплейса Fresh Максима Рязанова, владельцы китайских и отечественных машин не сталкиваются с теми проблемами в обслуживании, как автомобилисты, имеющие корейские, японские, европейские автомобили. После ухода автоконцернов из перечисленных стран с российского рынка, большинство популярных иномарок поставляются по параллельному импорту.
Они не адаптированы к эксплуатации в России, в связи с чем их владельцы несут дополнительные расходы на содержание автомобилей, особенно с учетом того, что у таких машин нет гарантии от производителя. По этим причинам снижается спрос на такие автомобили и, соответственно, их ликвидность.
«Отечественные и китайские автомобили занимают практически весь российский рынок на сегодняшний день, их производители имеют широкую дилерскую сеть, большое количество сервисов и своевременно поставляют запчасти для ремонта и обслуживания машин», — отмечает эксперт.
Универсальный выбор
Сравнив стоимость нового автомобиля в 2020 году и цену при его перепродаже в 2023-м, аналитики «Автостата» рассчитали индексы остаточной стоимости 248 моделей легковых машин, представленных на российском рынке. Итак, в очередном рейтинге самых ликвидных моделей среди автомобилей В-класса рекордсменом стал универсал Lada Largus, чей индекс остаточной стоимости составил 154,1%.
На втором месте в этой номинации расположилась Lada Vesta (144,6%), а третье место заняла Lada Granta (134,8%). Таким образом, «Ларгус», который вот уже почти два года практически не производится и вернется на конвейер только в мае 2024-го, смог обогнать по сохранности остаточной стоимости «Гранту» и «Весту», хотя они являются лидерами продаж на российском рынке.
Как говорит заместитель генерального директора по направлению автомобилей с пробегом АГ «Авилон» Роман Титов, Lada Largus крайне популярен среди тех, кто ищет просторный, надежный и экономичный автомобиль.
Лидерство данной модели в рейтинге сохранности остаточной стоимости (по сравнению с Vesta и Granta) вполне объяснимо выгодными габаритами Lada Largus (вместительный салон и багажник), экономичностью в эксплуатации, простотой, доступностью запчастей, невысоким расходом топлива и пр. У «Ларгуса» очень широкий круг поклонников, и это действительно универсальный автомобиль, удобный как для семей с детьми, так и для ведения бизнеса (например, для курьерских служб и пр.).
Размер имеет значение
Среди компактных кроссоверов наилучший результат по сохранности остаточной стоимости показал китайский Geely Coolray — 146,1%. Второе место удерживает Chery Tiggo 4 — за три года эксплуатации эта модель сохраняет 144,5% от своей первоначальной цены. Замыкает тройку лидеров по-прежнему Lada Niva Legend с показателем 137%. Стоит отметить, что самый популярный по итогам 2023 года кроссовер — Haval Jolion — в Топ-3 не попал.
«Что касается лидерства Geely Coolray, покупатели ценят в этой модели современный дизайн, качественные материалы и технологичное оснащение. Во-вторых, “Кулрэй” находится в хорошем спросе и удерживает высокую остаточную стоимость на вторичном рынке за счет высокой надежности при эксплуатации, а также экономичности и производительности. Если говорить о Lada Niva Legend, то данной модели удерживать высокую остаточную стоимость позволяют надежность и простота в обслуживании, доступность запчастей, а также проходимость и универсальность», — комментирует Роман Титов.
По его мнению, Chery Tiggo 4 также вполне объяснимо находится в лидерах данного рейтинга, благодаря таким факторам, как экономичное потребление топлива и высокая производительность, репутация на рынке и доверие к бренду, технологии и качество и т.д.
В сегменте SUV-C первое место по сохранности остаточной стоимости занял Chery Tiggo 7 Pro, чей показатель составил 128,2%. Второй результат оказался на счету Changan CS55 — 126,9%, а замыкает тройку лидеров Geely Atlas — за три года эксплуатации эта модель сохраняет 126% от своей первоначальной цены.
Что касается кроссоверов D-класса, лидером по сохранности остаточной впервые стал Haval F7 с показателем 129%. На второй ступеньке пьедестала почета остается УАЗ «Патриот» (127,8%), а вот «бронзу» на этот раз завоевал Haval F7x (126,1%). Как видно, у кроссоверов C- и D-класса средний индекс сохранности остаточной стоимости в целом несколько ниже, чем у компактных кроссоверов. Таким образом, последние в текущих рыночных условиях обесцениваются в меньшей степени, что отчасти связано с недостатком предложения в сегменте B-SUV на сегодняшний день.
Александр Чупров