Полный бак солярки, пожалуйста! Главные герои и злодей дизельного мира

В этот день 15 февраля 1936 года на выставке в Берлине был представлен Mercedes-Benz 260 D. Этот автомобиль во всем мире считается первой дизельной легковушкой. Утверждение, кстати, не совсем верное. Но все равно отличный повод вспомнить главные в истории легковые автомобили на солярке

Citroen Rosalie 11UD

Citroen Rosalie
Источник: Citroën

Рудольф Дизель хоть и немецких кровей, но родился во Франции. Вот и пальма первенства дизелизации легковых автомобилей должна по уму принадлежать французам.

Ведь модель Rosalie 11UD в «ситроеновских» шоу-румах можно было приобрести еще годом раньше, чем состоялся дебют Mercedes-Benz 260 D.

Правда отметим, что «Розали» на солярке спросом не пользовалась. И вообще для этой модели Citroen дизельный мотор предлагали в качестве опции.

Mercedes-Benz 260D

Mercedes-Benz 260D
Источник: Mercedes-Benz

Зато немецкий дизелек сразу нашел благодарную аудиторию. Конечно, это были таксисты. Они быстро раскусили прелесть Mercedes-Benz 260 D — расход топлива был заметно скромнее, чем на бензиновом аналоге. Где-то 11 литров против 16-ти. Однако! Всего до войны построили примерно две тысячи экземпляров 260D.

Peugeot 204D

Peugeot 204D
Источник: Peugeot

И вновь француз! Начали дизельное продвижение в Citroen, а продолжили в Peugeot. Маленький Peugeot 204 с 1,2-литровый дизелем мощностью 53 л.с. это не просто первый в мире ситикар на дизеле, это первый по-настоящему массовый дизель планеты. Его тираж составил порядка 150 тысяч штук. Вот это называется размах!

Mercedes-Benz W116 SD

Mercedes-Benz W116 SD
Источник: Mercedes-Benz

Опять ход за немцами. Peugeot сделал дизель массовым, Mercedes-benz — вечным.

Легендарный шестицилиндровый 3-литровый ОМ617 это образец выносливости и надежности. Вот уж для кого пробег в миллион километров это не чудо чудное, а проза жизни. Жаль сейчас так уже не делают.

Audi 100 TDI

Audi 100
Источник: Audi

настоящий расцвет дизелей на рынке легковых автомобилей начался в 90-х, а предшествовала ему идея инженеров Volkswagen AG. Они запрягли в одну упряжку турбонаддув, насос-форсунки и систему EEM — компьютер управления двигателем. Все это хозяйство назвали семейством моторов TDi и запустили в серию. Сначала на Audi 100 (С3), далее — везде.

Alfa Romeo 156 JTD

alfa romeo
Источник: Alfa Romeo

Последний явный прорыв дизельных технологий — это система впрыска «коммон-рейл». Один насос и общая для всех цилиндров топливная магистраль с давлением от 200 мПа и выше.

Кто лучше — TDi или Common rail, — сказать непросто. Зато легко вспомнить, что впервые такая система появилась на Alfa Romeo 159 1.9 JTD.

VW Jetta TDi (A6)

Volkswagen Jetta
Источник: Volkswagen

Я тебя породил, я тебя и убью…

Мы вспомнили все главные автомобили, которые способствовали расцвету дизельных технологий. Нельзя не назвать и причину их безвременной гибели. Да, это Volkswagen Jetta шестого поколения, а вернее — мотор EA 189, который ставили и на другие модели VAG. Однако именно «Джетта» попалась на занижении уровня вредных выбросов в Соединенных Штатах.

Мгновенно разгоревшийся Дизельгейт за месяцы, если не за недели, уничтожил все то, что кропотливо создавалось десятилетиями…

Очень жаль.

Михаил Медведев