Эксперименты с дизельными моторами на легковых автомобилях в СССР начались, когда дизель уже уверенно шагал по всей планете. Конечно, экспортеры советских машин еще с 50-х годов прошлого века инсталлировали по капоты «москвичей», «волг», а позже и «лад» иномарочные дизельные моторы. Как правило, это агрегаты Peugeot, Rover или Perkins.
При этом, скажем, на ВАЗе разработку легкового дизеля начали только в 80-х. Сразу неудачно. Агрегат на базе блока ВАЗ-2103 при рабочем объеме 1,4 литра выдавал скромные 55 л.с. Но букет детских болезней заставил поставить на нем крест.
Второй заход случился уже во второй половине 90-х. Дизельное топливо тогда стоило заметно дешевле бензина, так что вариант семейного универсала с двигателем на солярке казался разумным вариантом. Весь мировой опыт доказывал это.
Так появился проект дизельного мотора ВАЗ-341. Олдскульный вихрекамерный дизель рабочим объемом 1,45 литра, системой впрыска Bosch и мощностью все в те же 50 с копейками лошадок.
На ВАЗе этот мотор видели базовым в семействе. Позже должны были появиться варианты с увеличенным объемом (до 1,8 л) и даже турбонаддувом. Но до серийного производства добралась только база.
Выпуск 1,5-литрового атмосферного дизеля организовали на заводе Барнаултрансмаш. В Тольятти рассчитывали, что барнаульский мотор можно будет продавать на АЗЛК и ГАЗ для установки под капоты 41-го «Москвича» и целого выводка «волжанок». Не срослось. Все ограничилось сравнительно небольшой партией «четверок» и «Нивами».
В начале нулевых одна из ВАЗ-2104 с дизелем попала на ресурсные испытания в редакцию «За рулем».
Даже не избалованные еще иномарками журналисты были не в восторге от ВАЗ-21045Д — именно так звучит полное имя машины. Динамика — чахоточная. Максимальная скорость всего 125 км/ч — это в XXI веке! Разгон до сотни занимал полдня. На самом деле 27 секунд, но от этого не легче. На обгоны за рулем «сорокопятки» лучше было не выходить.
Уровень шума в салоне был сравним с главным цехом тракторного завода. Плюс зимой печка грела всего лишь на оценку «чуть тепленько».
Да, топливная экономичность. Всего 6,7 литра по городу. Зато стоил дизельный 21045Д на четверть дороже бензиновой версии, что смысла в покупке не было. К тому же в процессе эксплуатации выяснилось — пробег без серьезного ремонта мотора ограничен 40−50 тысячами км. Детские болезни поршневой вазовского дизеля давали о себе знать.
В с проектом сделали то, чего он больше всего и заслуживал, — прикрыли.