Renault Coupéspace: почти серийный концепт-кар

Нельзя просто так взять и выпустить на рынок серийную версию концептуального купе-минивэна со смелым дизайном. Или все же можно?
Кирилл Кадощук

История мировой автоиндустрии насчитывает не так уж и много случаев, когда смелые и необычные концепт-кары добирались до конвейера в практически первозданном виде. Причина проста: далеко не всем нужны сошедшие с постеров непрактичные футуристичные автомобили. А что если выпустить практичный футуристичный автомобиль?

В начале 2000-х Renault Avantime устроил встряску консервативному MPV-сегменту — французы доказали, что семейный однообъемник может быть ярким и неординарным, а предшествовал ему концепт-кар Renault Coupéspace. Подсказка спрятана в названии: дизайнер Патрик ле Кеман, который в свое время «нарисовал» Twingo, Scenic, Vel Satis и Megane, изобразил Espace в неожиданном для минивэна купеобразном прочтении, причем отказом от пары дверей ограничиваться он не стал.

концепт  Renault Avantime
концепт  Renault Avantime
концепт  Renault Avantime
концепт  Renault Avantime
6фотографий

Французы пытались переосмыслить стандарты класса gran turismo, причем об основной составляющей — мощном моторе — в компании, разумеется, не забыли: под капотом концепт-кара был установлен 250-сильный бензиновый V6 3.0, который работал в паре с шестиступенчатой «механикой». Вдобавок с бодрым двигателем сочетались присущие автомобилям GT-сегмента азартная управляемость, в меру мягкая подвеска и приличная шумоизоляция.

Помимо всего прочего, Coupéspace щеголял огромным панорамным люком, а еще он был лишен средней стойки крыши: как результат, особенно эффектно однообъемник смотрелся с опущенными боковыми окнами. Чтобы хоть как-то облегчить посадку на задний диван, длину оставшихся дверей пришлось увеличивать до 140 см, при этом каждая из них весила под 60 кг! Из-за этого инженерам пришлось попотеть над разработкой двухступенчатого механизма их открывания, который позволял немного увеличивать проемы, даже если двери были распахнуты на небольшой угол.

Премьера автомобиля состоялась в феврале 1999 года на закрытом мероприятии в Лувре (однако!), а широкой публике концепт-кар показали через месяц на автосалоне в Женеве. Реакция зрителей, по большому счету, не имела значения — в компании Renault уже вовсю работали над серийной версией. Старт производства был намечен на 2000 год, однако инженерам потребовалось время на усиление кузова: отсутствие средней стойки вынудило французов бросить силы на повышение жесткости крыши.

В основе кузова лежит стальная платформа исходного минивэна Espace. Несущая структура крыши, которая крепилась к кузову на болтах и специальном клee — алюминиевая. Кстати, некрашеный алюминий дизайнеры вывели наружу, так что все серийные экземпляры с завода были двухцветными, а другие внешние кузовные детали, как и на донорской модели, отформованы из композитного пластика. К слову, помимо инженеров Renault, над машиной работали специалисты фирмы Matra, на заводе которой впоследствии собирали товарные автомобили параллельно с моделью Espace.

Renault Avantime
Renault Avantime
Renault Avantime
Renault Avantime
Renault Avantime
7

Продажи серийного Renault Avantime, который перенял практически все черты смелого концепт-кара, начались в конце 2001-го. Внешность осталась нетронутой, но и в салоне изменений относительно концепт-кара — минимум. Да, спускать интерьер с небес на землю французам все же пришлось, но местами салон серийных машин был устроен даже сложнее. Архитектура передней панели с множеством замаскированных отсеков для мелочевки и расположенными по центру приборами была сохранена, равно как и огромная стеклянная секция в крыше, которая уезжала к корме при нажатии всего одной кнопки — а с опущенными окнами и вовсе превращала Avantime в подобие кабриолета.

Но двери вдобавок обзавелись подвижными блоками управления стеклоподъемниками, которые меняли свое положение при их открытии (все из-за того же сложного механизма, который увеличивал проем), а в основаниях передних стоек крыши появились необычные россыпи с клавишами климатической установки. Правда, руль и центральная консоль у серийного Авантайма все-таки оказались чуть попроще, а на заднем ряду появился полноценный трехместный диван вместо двух раздельных кресел. Наконец, 250-сильный V6 уступил место 210-сильному, компанию которому составили двухлитровая бензиновая турбочетверка и турбодизель 2.2, а в качестве альтернативы механической шестиступке был предложен пятиступенчатый «автомат».

Renault Avantime

В общей сложности на создание концепт-кара и его последующую подготовку к началу конвейерной жизни на заводе Matra в компании Renault потратили 220 миллионов долларов — даже 25 лет назад это было не так уж и много по меркам индустрии. Секрет в том, что базой для постройки модели Avantime выступил массовый Espace, который в те годы расходился огромными тиражами. По расчетам, если в общей сложности удастся продать хотя бы 90 тысяч Авантаймов, то затраты бы удалось окупить. Получается, что больших надежд на рыночный успех французы и так не возлагали. Что же пошло не так?

Для начала надо задать ключевой вопрос: кто отдаст за такой автомобиль 40 тысяч евро (сегодня с учетом инфляции эта сумма эквивалентна 64 тысячам евро)? Renault Avantime в иерархии моделей марки располагался аккурат между минивэном Espace и флагманом Vel Satis. Новый трехдверный однообъемник на стыке жанров предназначался для тех, кто не был готов покупать обычный минивэн, но нуждался в просторном, практичном и красивом автомобиле — что и говорить, даже сегодня Avantime приковывает взгляды. Однако есть уточнение: расчет был на то, что авангардный однообъемник не будет единственным автомобилем в семье. Но Avantime — это все-таки Renault, для которого он оказался, по всей видимости, слишком хорош. Не хватило силы бренда?

Renault Avantime
Источник: Renault

Увы, проблема не только в этом. Avantime объединял в себе черты минивэна, купе, универсала и даже кабриолета, но… Минивэн Espace был просторнее, удобнее и дешевле, обычное легковое купе дарило больше удовольствия от вождения, а настоящий кабриолет — более острое ощущение открытого пространства. Да, Avantime просторнее и практичнее, чем классические легковые купе и кабриолет вместе взятые, но для достижения заветной отметки в 90 тысяч машин этого оказалось мало.

За свою короткую жизнь (выпуск однообъемников продолжался около полутора лет) Avantime не нашел и девяти тысяч покупателей. Конечно, компания Renault понесла убытки, но вместе с ней пострадала и Matra, на положении которой рыночный провал серийной модели отразился куда серьезнее. В 2003 году Matra объявила о банкротстве — ставка на Avantime не сыграла, и производству автомобилей на заводе в Роморантене настал конец. Но если Espace, для которого тоже надо было искать новую сборочную площадку, был спасен (все-таки бестселлер), то яркий и смелый Avantime, увы, ушел в историю без прямого наследника.

Renault Avantime
Источник: Renault

И все-таки удивительно, с какой легкостью французы превратили диковинный Coupéspace в серийную модель — такому энтузиазму и уверенности остается только позавидовать. Но в Renault усвоили урок: с экспериментами в компании решили повременить, так что даже через четверть века Avantime удерживает статус самого яркого провального проекта в ее новейшей истории. И не кажется ли вам, что теперь, по прошествии стольких лет, ей словно не хватает безрассудства?