«Мерседес» + «Магирус» — из чего получился первый автобус ЛАЗ

12 февраля 1956 года на Львовском автобусном заводе собрали первый экспериментальный ЛАЗ-695
Михаил Михайлов

Вообще Львовский автобусный завод в 1945 году задумывался как автосборочное предприятие. Первое время здесь выпускали фургоны и прицепы. Только через четыре года завод переименовали в автобусный. Правда, до появления первого полноценного ЛАЗа оставалось еще как минимум семь лет.

ЛАЗ 695
Источник: ЛАЗ

В начале 50-х здесь собирали, можно сказать, продукцию второго порядка — автолавки, автокраны, экспериментальные электрокары. Были планы освоить во Львове выпуск «лицензионного» ЗИС-155, но в итоге решили разработать свою машину. И это было очень мудрым решением.

Свою, впрочем, сильно сказано. Первый настоящий Львовский автобус — ЛАЗ-695 «Львов» по большому счету сочетал инженерные решения Mercedes-Benz 321 и стиль другого немецкого автобуса — Magirus O3500. В любом случае для середины 50-х и для Советского Союза это была передовая конструкция.

ЛАЗ 695
Источник: ЛАЗ

Можно упомянуть продольное расположение двигателя в заднем свесе, кузов с несущим основанием, алюминиевые, хотя бы частично, кузовные панели плюс подвеска с прогрессивной характеристикой.

В движение автобус приводил двигатель ЗиЛ-124. Шестицилиндровый, с двухклапанной головкой блока, рабочим объемом 5,5 литра он выдавал 109 л.с. Коробка передач, разумеется, механическая 5-ступенчатая. Тормоза барабанные с пневматическим приводом. По тем временам это было нормально.

ЛАЗ 695
Источник: ЛАЗ

Первый опытный экземпляр ЛАЗ-695 собрали 12 февраля 1956-го — то есть ровно 68 лет назад. Всего в пилотной партии было четыре автобуса — два варианта в городском исполнении и два в туристическом. Проведя работу над ошибками, которые неизбежны в процессе разработки любой новой машины, на ЛАЗе приступили к сборке промышленной партии 695-х.

Поскольку их выпуск был приурочен к Фестивалю молодежи и студентов 1957 года, первые львовские автобусы в народе прозвали «фестивальными».

ЛАЗ 695
Источник: ЛАЗ

Впереди, у ЛАЗ-695 была еще долгая жизнь. После 306 автобусов первой серии — без буквы после цифрового индекса — в 1958-м в серию запустили модернизированный вариант ЛАЗ-695Б. Тираж этой модели составил очень солидные по автобусным меркам 16 718 штук.

В дальнейшем усовершенствованные версии модели под разными буквенными индексами десятилетиями будет сходить со Львовского конвера. Последний в семействе ЛАЗ-695Н выпускался аж до 2003 года.

Хорошо, что автосборочный завод когда-то превратили в автобусный.