Камер не станет меньше

Отклонен законопроект, запрещающий использование в РФ частных комплексов фиксации нарушений

Госдума отклонила законопроект, которым предлагалось ограничить на территории страны эксплуатацию любых комплексов автоматической фиксации нарушений, кроме принадлежащих государству. Речь шла о запрете дорожных камер, которые используются в рамках концессионных соглашений или арендуются у частных компаний.

Инициаторы поправок полагают, что таким образом у владельцев камер есть заинтересованность в фиксации как можно большего числа нарушений, они используют «различные методы для увеличения доходности». В профильном комитете Госдумы оценили инициативу «позитивно», но указали, что поправки не могут быть приняты по формальным основаниям. В правительстве РФ назвали инициативу «недостаточно обоснованной».

Камера скорости
Источник: Z1b

Законопроект, который в среду рассматривала Госдума, внесен депутатами и сенаторами от ЛДПР в июле 2023 года. Поправками к КоАП предлагалось ввести специальное условие для вынесения штрафов с дорожных камер: они должны находиться в собственности субъектов федерации или федеральных властей. Требования к «функциональным свойствам» комплексов и порядок установки камер при этом должны быть определены правительством РФ.

Согласно данным ГИБДД, по итогам 2022 года (за 2023 год статистика пока не публиковалась) в РФ работало более 23,8 тыс. стационарных камер и 3,2 тыс. передвижных. 90% штрафов за нарушения ПДД выносится с помощью комплексов, оплата поступает в региональные бюджеты. Во многих регионах камеры установлены в рамках концессий с компаниями, получающими долю от каждого оплаченного штрафа (Московская, Курганская области, Республика Алтай, Забайкальский край) либо процент от общего «штрафного» дохода в бюджет (Рязанская область, Чечня, Ингушетия).

Частники используют «различные методы для увеличения доходности», говорится в пояснительной записке. К примеру, комплексы устанавливают на участках, где водители часто незначительно превышают скорость, в том числе из-за неправильной организации движения, либо нарушения фиксируются с нарушением процедур. Последнее приводит к ошибочным штрафам, которые многим водителям проще оплатить, чем обжаловать.

«Комплексы должны принадлежать только государству или муниципальным структурам, частники не должны заниматься этим, — заявил в среду глава думского комитета по социальной политике Ярослав Нилов.— Массовое издевательство над автомобилистами надо заканчивать».

Предложенные ЛДПР поправки Госдума отклонила. Однако, как выразился в среду член комитета по госстроительству единоросс Николай Брыкин, инициатива «имеет позитивную оценку». Поправки, по его словам, нужно вносить к закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» — в этом случае, предположил господин Брыкин, инициатива «может быть поддержана».

Сегодня камеры относятся к «элементам обустройства автодорог», они могут быть объектом концессионного соглашения, сказано в заключении комитета по госстроительству. Правительство в своем отзыве указало, что поправки «недостаточно обоснованы», а предложенный депутатами вариант не исключает использования камер «иными» физическими или юридическими лицами в случае аренды оборудования у госструктур.

В большинстве случаев, по данным «Ъ», оборудование оформлено и де-юре находится в государственной собственности, но оперативное управление осуществляют сторонние компании.

Власти регионов используют концессию для снижения расходов на установку камер, пояснил «Ъ» эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман: на частников перекладывают издержки в обмен на передачу части поступлений от штрафов. «Учитывая, что власти регионов заинтересованы в поступлении средств от штрафных санкций не менее, чем их партнеры по концессии, вопрос о принадлежности камер вторичен, — обращает внимание эксперт.— Надо добиваться исключения коммерческой заинтересованности в принципе».

МВД еще в 2022 году обнародовало позицию, согласно которой камеры должны применяться для профилактики нарушений, а не для финансовых поступлений. Ведомство даже предлагало скорректировать ранее заключенные концессии, чтобы убрать привязку доходов компаний к штрафам, но идея развития не получила.

Стационарный комплекс СКАТ
Комплекс ФОРСАЖ
Комплекс ОСКОН
Комплекс АВТОУРАГАН

В Москве, отметим, применяется схема с арендой камер, но владелец получает из бюджета фиксированную сумму в рамках контракта. В Татарстане установка и обслуживание камер финансируются из бюджета.

Напомним, что 1 сентября вступают в силу поправки к закону об автодорогах, регулирующие установку камер. Комплексы разрешат ставить только в строго определенных местах, в том числе на дорогах с выделенкой; на аварийно-опасных участках; в местах дорожных работ, где введены временные ограничения; на пешеходных переходах и т. д.

Тогда же начнет действовать правило, согласно которому за городом зона контроля камеры должна начинаться не ранее чем через 150−300 м после знака «Фотовидеофиксация», в населенном пункте — не ранее чем через 100 м после знака. В случае нарушения этих правил штраф с камеры можно будет отменить.

Иван Буранов