Эксперимент, который давал право бесплатного проезда владельцам электромобилей по платным участкам М-1, М-3, М-4, М-11, М-12 и ЦКАД, проводился с 1 марта по 31 декабря 2023 года. Для этого было необходимо купить или арендовать у «Автодора» транспондер или активировать льготу на уже действующем устройстве. Пилотный проект был предусмотрен правительственной концепцией по развитию производства и использованию электрического транспорта в РФ, согласно которой к 2030 году не менее 10% всех машин, производимых в РФ, будут электрическими.
По данным на конец декабря, зафиксировано свыше 306 тыс. проездов электромобилей с оформленной льготой, сообщили «Ъ» в Минэкономики (курирует проект). Наибольшей популярностью пользовались Северный обход Одинцово (более 142 тыс. проездов) и платные участки трассы М-11 (более 89 тыс. проездов; большая часть из них, по данным «Ъ», по головному участку Москва—Солнечногорск). По трассе М-4 электромобили проехали около 35 тыс. раз, на М-3 — менее 3 тыс.
Пока же владельцы электромобилей платят за проезд наравне с остальными автолюбителями.
По данным Минэкономики на конец июня 2023 года (более свежих данных не приводилось), в РФ было зарегистрировано более 30 тыс. электромобилей — на 23% больше, чем в начале года. По данным агентства «Автостат», по итогам прошлого года в России продано более 14 тыс. электромобилей возрастом до трех лет — в 4,7 раза больше, чем годом ранее. В топ-5 самых продаваемых марок электромобилей вошли Zeekr, Evolute, Volkswagen, Tesla и Voyah.
В Северо-Западной концессионной компании (эксплуатирует головной участок трассы М-11 Москва—Солнечногорск) «Ъ» рассказали, что в рамках акции каждый день по дорогам проезжало в среднем около 200 электромобилей. «С учетом развития электротранспорта на российском рынке мы ожидаем в 2024 году дальнейшего роста количества поездок», — говорят в компании. В компании «Новое качество дорог» (оператор Северного обхода Одинцово) подчеркнули, что поддержат решение по продлению эксперимента в 2024 году. В госкомпании «Автодор» ситуацию не комментируют.
«Безусловно, такие меры поддержки, как бесплатная парковка и зарядка, отмена транспортного налога, а также проезд по платным дорогам бесплатно, стимулируют водителей рассматривать к покупке электромобили, — заявили “Ъ” в пресс-службе Московского автозавода “Москвич”.— Если проект будет продолжен, он положительным образом скажется на увеличении количества электромобилей в стране». «Москвич» предлагает расширить программу, предоставив льготу и юрлицам—владельцам электромобилей. Это, считают там, заставит крупные компании задуматься о покупке электромобилей в служебный автопарк. В пресс-службе Evolute также считают, что проект является «дополнительным стимулом для реализации программы развития электромобильной экосистемы и важной мотивацией для перехода автовладельцев с использования традиционных автомобилей на экологически чистый транспорт».
В «Новом качестве дорог» заметили, что в районе Северного обхода Одинцово наблюдается «наиболее широкое распространение электромобилей». Владельцы электрокаров отечественного производства, для стимулирования продаж которых и задумывался «пилот», льготой пользовались редко, уверен собеседник «Ъ».
Владельцы легковых авто, отметим, платят за проезд по обходу Одинцово 300 ₽, по головному участку М-11 — от 680 до 1210 ₽ (в зависимости от дня недели, времени суток и направления движения).
То, что государство различными способами стимулирует продажи электромобилей, это хорошо, полагает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Однако, обращает внимание эксперт, электромобиль могут себе позволить, как правило, состоятельные люди, покупающие в семью вторую или третью машину: «Выходит, мы спонсируем людей, которые и так себя неплохо чувствуют, а те, кто не может поменять старую “Калину” на новую “Гранту”, остаются за бортом. Это не слишком справедливо».
Иван Буранов