История лимитированных версий автомобилей Subaru с приставкой «S» началась в 2000 году с модели S201. С тех пор в каждом поколении Impreza ограниченным тиражом выпускались самые интересные и желанные фанатами марки экземпляры.
Перед вами Subaru Impreza WRX STi S204 2006 года выпуска. Она относится ко второму рестайлингу второго поколения модели. Из-за прищуренных фар эту генерацию в нашей стране прозвали «лисой». За рубежом же за ней закрепилось прозвище «hawkeye» — «соколиный глаз».
Тираж спецверсии S204 составил 600 экземпляров. Все — исключительно для внутреннего рынка Японии. Но, по некоторым данным, с конвейера сошли лишь 548 машин. Автомобиль из нашего материала имеет порядковый номер 508/600, о чем свидетельствуют таблички под капотом и возле рычага переключения передач.
В сравнении с WRX STi версия S204 имеет ряд существенных доработок. Блок двигателя остался прежний — четырехцилиндровый оппозитный EJ207 объемом 1994 куб. см. Но для S204 специалисты Subaru Tecnica International подобрали по весу и отбалансировали поршни, шатуны и коленвал. Установили высокопроизводительную турбину VF42 типа «twin-scroll» на шарикоподшипниках.
В результате мощность увеличилась до 320 л.с. при 6400 об/мин, а крутящий момент составил 431 Нм при 4400 об/мин. Для лучшего «дыхания» силового агрегата установили новые патрубки впуска и доработали выпуск, внедрив специальный спортивный катализатор и титановый глушитель прямоточного типа. И все это с завода!
Подвеску сделали ниже и жестче за счет специальных пружин и амортизаторов Tuned by Arai (на потолке машины из нашего рассказа даже есть автограф Тоши Араи — известного раллиста и тест-пилота Subaru), усиленных стабилизаторов поперечной устойчивости и рычагов на шарнирных соединениях.
Совместно с фирмой Yamaha для S204 разработали уникальные поперечные распорки-демпферы на обе оси. С омологационных гоночных версий STi Spec C на S204 перекочевала короткоходная рулевая рейка и радиаторы охлаждения масла в двигателе и гидроусилителе руля.
Внешне S204 от стандартной STi можно отличить по кованым колесным дискам BBS 18-го диаметра, небольшому облегченному антикрылу на крышке багажника и карбоновой губе под передним бампером.
На решетке радиатора и крышке багажника красуются шильдики S204. Окрашивалась эта версия в три цвета: синий, черный и серебристый. Последний, Crystal grey metallic, получил наибольшее распространение (311 машин из 548) и стал визитной карточкой лимитированных «эсок».
В салон S204 специалисты из STi установили эксклюзивные кресла Recaro SP-X CL100 с карбоновым каркасом. Обивка — из серой алькантары и черной кожи. Центральную консоль и блок климат-контроля окрасили в темный цвет, а кнопку аварийки — в красный.
Автомобиль из нашего материала — невероятно редкий. Сейчас в России известно всего о двух оставшихся в строю оригинальных S204. Еще несколько автомобилей ввезены по запчастям для создания реплик из обычных Subaru Impreza.
Георгий мечтал об «Эске» с 2010 года, когда впервые прокатился пассажиром на аналогичной, но дорестайлинговой S203. Несколько раз он был близок к покупке, но каждый раз машина уходила буквально из-под носа.
Год назад в продаже появился очень интересный лот, и он сразу же его приобрел. S204 с порядковым номером 508/600 была привезена в Россию практически новой в 2007 году компанией Akita-motors. Там же, по желанию первого владельца, была произведена адаптация машины под правостороннее движение со всеми необходимыми отметками в документах. При этом пришлось немного пожертвовать остротой управления, ведь для европейского рынка Subaru не выпускали оригинальных короткоходных рулевых реек. В остальном автомобиль сохранил полную аутентичность — вплоть до штатного катализатора отработанных газов.
На ходу S204 прекрасна. За счет турбины машина получила более злые «верха». Дует она сильнее, но чуть позже, чем аналогичные VF36 и V37 от японских «Спек» и «СТИх». Что дает преимущество в боевых условиях, но не столь удобно в городских. При этом нет привычного многим владельцам европейских «Субарей» турбопинка при ускорении, а также фирменного бубнящего звука выхлопа.
Для своего внутреннего рынка японцы используют твинскролльные турбины с двумя каналами в горячей части, что расширяет рабочий диапазон наддува и создает плавный разгон с низких оборотов. С такими турбинами устанавливается равнодлинный выпускной коллектор, который не создает того самого «бу-бу-бу».
Коробка передач имеет передаточное число 3,9, но сами передачи настолько короткие, что при 3000 об/мин на шестой ступени скорость составляет всего 105 км/ч. При законодательном ограничении скорости в Японии на отметке 180 км/ч инженеры «Субару» уделили больше внимания динамике, нежели максималке. Впрочем, без электронного ограничителя скорости S204 способна положить стрелку спидометра за обозначенные на нем 260 км/ч. Мотор здесь крутится аж до 8000 оборотов.
Subaru Impreza WRX STi S204 для Георгия — не повседневный автомобиль и не гоночный: «Кататься на нем в тайм-атаке на кольцевых трассах в некоторой степени кощунство. Наибольшее наслаждение я получаю от самого факта обладания подобным эксклюзивом. Что не так — исправляю, восстанавливаю, ремонтирую. Главное — ничего не колхозить и не тюнинговать. Единственной доработкой, которую мне пришлось проделать, стала установка короткой рулевой рейки от раллийной N-групповой версий STi. Благодаря этому S204 с левым рулем вернула себе должную управляемость. Но в подсознании осталась мысль о том, чтобы собрать полный комплект для перекидки руля обратно на правую сторону, включая родную рулевую рейку. Ведь ценность таких машин заключается в их аутентичности.
Новая S204 в свое время продавалась дилерами на 8500$ дороже обычной STi. Сейчас же цены на них могут кратно превышать стоимость аналогичной стандартной STi. И чем дальше, тем дороже. Люди по всему миру, в том числе и в нашей стране, полюбили янгтаймеры и готовы платить большие деньги за достойные экземпляры. Так что этот автомобиль можно рассматривать как инвестицию. Но для этого за ним необходимо должным образом следить. Моя S204 эксплуатируется исключительно в теплое время года и не видит реагентов».