27 ноября, когда Москву накрыл очередной снегопад, в сети традиционно появились публикации рассерженных горожан о выросших тарифах на такси. В некоторых случаях десятиминутные поездки становились в два-три раза дороже, а вместе с этим увеличивалось и время ожидания машины. В целом это уже, казалось бы, обычная практика, когда такси дорожает в непогоду.
Однако в этот раз серьезную проблему признал даже крупнейший агрегатор «Яндекс.Такси», который решил с помощью повышенных бонусов привлечь на дороги Москвы и Подмосковья до 30 тыс. новых водителей. Но как это сделать, если на рынке физически нет людей, непонятно, говорит владелец таксомоторной компании Георгий Серпионов:
"Автомобилей более чем достаточно, а вот водителей действительно нет. С чем это связано, я могу только догадываться. Агрегатор — молодец, он хоть что-то пытается сделать.
Конец ноября и весь декабрь — традиционно период самого высокого спроса на такси. В предыдущие годы в это время в столицу приезжало множество водителей из регионов на заработки. Но сейчас ситуация изменилась. С 1 сентября вступил в силу закон о такси, который ужесточил требования к водителям, из-за чего многие из них ушли с рынка.
А общая экономическая ситуация привела к тому, что содержание автомобиля стало слишком дорогим, и это еще подстегнуло дефицит. Поэтому тот, кто хотел, уже приехал в столицу, и на большее рассчитывать не приходится, говорит автоэксперт и создатель проекта «Омбудсмен такси» Антон Максимов:
«В профессиональном кругу таких водителей называют “декабристы”. Это люди, которые приезжают из регионов в Москву поработать таксистами один месяц. Они захватывают конец ноября, декабрь, плюс дней пять января. Вахтовики, которые приехали в столицу на полтора месяца, уже работают. Может быть, в начале декабря еще 10 тыс. и доберется до Москвы».
При этом общественники говорят о том, что дефицит водителей нужно покрывать за счет мигрантов. По крайней мере, до тех пор, пока россияне находятся в зоне боевых действий на Украине, считают в Общественном совете такси. Но далеко не все иностранцы имеют право на такую работу, и безопаснее от этого поездки не станут, полагает председатель профильного комитета Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко:
«Для этого необходимо создать условия, при которых водитель такси будет зарабатывать больше, чем занимаясь чем-то другим. Но есть риск привлечения людей с не очень высокой квалификацией. Существует набор требований, прописанных в законе, водитель должен, безусловно, соответствовать.
Однако приток водителей такси в последние месяцы резко сократился, а количество вакансий выросло в полтора раза по сравнению с прошлым годом, подсчитывали аналитики сервиса hh.ru в начале ноября. И такими темпами, уверены эксперты, эпоха дешевого такси закончится в России даже раньше Нового года.
Иван Корякин