Уход из России европейских и японских марок полностью изменил авторынок. Россияне уже смирились с постоянным повышением цен на любые автомобили: будь то отечественные, китайские, иранские, новые или автомобили с пробегом. Однако эксперты прогнозируют в скором времени снижение цен. Откуда такая уверенность — в материале aif.ru.
Доллар и момент
По данным аналитиков, рост цен на автомобили в этом году составил 8−18%. И связано это непосредственно с нестабильностью валютного курса, считает автоэксперт и автоблогер Сергей Логинов.
«В моменте курс понижается, и следовало бы ожидать снижения цен на зарубежные товары. Однако сложная логистика и ситуация с утильсбором приводят к дефициту на автомобильном рынке. Цены можно назвать максимально высокими, и они, по логике, должны тормозить спрос. Ноябрь является самым провальным месяцем в этом году, по данным автодилеров. Но дно еще не нащупано. Многое зависит от курса доллара. Если он опустится до 80 рублей, то начнутся массовые закупки китайских автомобилей. По логике, следует ожидать снижения цен. Но грандиозного не будет», — считает автоэксперт.
Взлет перед падением
Несмотря на оптимистичные прогнозы экспертов на 2024 год, в краткосрочной перспективе пока будет наблюдаться рост стоимости авто. Повышение будет небольшим, но будет, уверен автоэксперт Логинов.
«Это связано с тем, что дефицит на авторынке сохраняется, отложенный спрос тоже имеет место быть, но покупательная способность фактически исчерпала себя: у людей нет денег приобретать автомобили по ценам, которые сегодня сложились на рынке. Иномарки, к которым мы привыкли (BMW, Mercedes), практически недоступны для россиян. Остались только китайские модели и “АвтоВАЗ”. Для китайских машин складывается свое ценообразование, они закупаются по оптовым ценам и продаются через официальных дилеров. Учитывая, что “китайцы” только заходят на наш рынок, при покупке авто по оптовым ценам можно получить скидку в 30% и даже больше. Поэтому у дилеров абсолютно точно есть запас прочности для понижения цен», — утверждает автоэксперт.
Предпосылки для снижения
По данным экспертов, большую часть продаж заняли машины из КНР (52%). Автомобили, которые поставляются по схеме параллельного импорта, занимают долю в 11%. Остальные проценты приходятся на модели УАЗ, Lada и «Москвич». При этом максимальным спросом у российских потребителей пользуются китайские автомобили, закупленные со скидкой, акцентирует внимание автоэксперт.
«Компания “АвтоВАЗ” имеет максимальную локализацию автомобилей на местном рынке, но вся электроника и все электронные блоки — импортного происхождения. Например, на УАЗе и на автомобилях “АвтоВАЗа” стояли блоки Bosh. И были затянуты сроки поставки этих деталей. Сейчас прямых поставок нет, но они могут быть в обход установленным правилам. А “обход” — это увеличение расходов, количества посредников и, следовательно, стоимости. Логистика очень сложная, и с каждым днем она усложняется, а не упрощается. Поэтому предпосылок для снижения цен на отечественные авто пока нет», — рассказывает автоэксперт.
Но такие предпосылки есть для китайских автомобилей, добавляет Логинов.
«На этом рынке меньше издержек, есть прямые поставки. Соответственно, китайские машины могут незначительно, но подешеветь. Сейчас снижение цены будет происходить из-за скидок, а в 2024 году произойдет коррекция цен в сторону снижения в рамках 10%. По автомобилям “АвтоВАЗа” тоже может быть снижение, но для этого нам необходимо полностью уйти от иностранных запчастей (блоки розжига, подушки безопасности и другие)», — объясняет автоэксперт.
Так или иначе, 2024 год покажет, как будут обстоять дела на самом деле. По мнению доцента кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максима Чиркова, не исключено и снижение цен на китайские автомобили за счет эффекта масштаба.
«Уже в 2024 году мы можем заметить очевидное снижение цен как на китайские, так и на отечественные автомобили. Стабилизация рынка рано или поздно настанет. Кроме того, думаю, что в 2024 году на российский автомобильный рынок вернутся некоторые компании, покинувшие РФ еще в 2022 году. Это станет еще одним фактором для снижения цен», — делает прогноз экономист.
Виктория Кутузова