Правительство рассматривает возможность пойти навстречу отечественным автоконцернам и перенести выплату утильсбора на следующий год. По мнению экспертов aif.ru, отсрочка будет получена, но от самого сбора власти не откажутся.
Бьют челом
Крупнейшие российские производители автомобилей — «АвтоВАЗ», «КАМАЗ», «ГАЗ» и «Москвич» — просят правительство повременить с перечислением утилизационного сбора в бюджет на будущий год. Причем власти, скорее всего, пойдут навстречу просителям. «Мы активно прорабатываем этот вопрос вместе с коллегами», — заявил на днях, выступая в Совете Федерации РФ, заместитель главы Минпромторга Альберт Каримов. По его словам, ведомством уже подготовлено предложение по переносу сроков уплаты утилизационного сбора автопроизводителями за четвертый квартал 2023 года и первый-второй кварталы 2024 года на декабрь 2024 года.
За что платят
Принимая подобные решения, власти надеются, что этим будет оказана поддержка предприятий, производящих автомобили на территории РФ в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК). «Думаю, что для бюджета поступления от взимания сборов за утилизацию довольно существенны, учитывая, что речь идет о сотнях тысяч рублей с каждого автомобиля, в зависимости от модели, — считает независимый финансовый консультант Виталий Калугин. — Чтобы представить порядок цифр, достаточно знать, что китайских автомобилей в страну ежемесячно ввозится на $1 млрд. Так что это существенная сумма в любом случае. То, что от ее уплаты временно освобождаются отечественные автопроизводители — закономерно. Это некая мера государственной поддержки, которую оказывают власти. И они вынуждены будут делать это в дальнейшем — тем или иным способом. Насколько эта поддержка сказывается на ценах сложно сказать, но пока, боюсь, у наших производителей они растут наравне с иностранными. Так что эта субсидия автомобиль пока не удешевляет».
Утиль в цене
Уплата утилизационного сбора касается и простых автолюбителей, которых, впрочем, о подобных уступках со стороны властей пока не слышали. Более того, с 1 августа ставки по нему за ввоз новых автомобилей в Россию выросли в несколько раз. Для разных моделей они разные, но в любом случае существенны. В конце августа Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) подсчитали, что для бюджетной китайской модели Jetta VA3 ставка утильсбора составит 266 тыс. руб. при конечной цене 2 257 000 рублей. Вообще же ставки сбора поменялись для разных моделей по-разному, больнее всего они ударили по автолюбителям, желающим привезти мощные иномарки. Для машин с объемом двигателя 3−3,5 л ставка выросла с 3,4 тыс. руб. до 970 тыс. руб., а для авто с двигателем более 3,5 литра — с тех же 3 400 до 1,2 млн руб.
«Ввоз автомобилей частниками оказался практически заморожен, потому что по некоторым моделям ставка этого сбора после увеличения выросла на несколько сотен тысяч рублей, — отмечает Виталий Калугин. — Была информация о том, что некоторым покупателям пришлось даже кредиты в банках брать, чтобы заплатить этот сбор. К этому трудно относится положительно — предупреждать хотя бы надо было заранее».
Что в итоге
«Хочу повторить — утильсбор к утилизации никакого отношения не имеет вообще. Это просто завуалированный налог на покупку автомобиля, который для правительства давно уже стал мерой регулирования автомобильного рынка, — считает автомобильный эксперт, партнер аналитического агентства “Автостат” Игорь Моржаретто. — Его многократное увеличение в августе имело благую цель — привлечь в страну новых автопроизводителей. Но в нынешних условиях это практически невозможно, так что сбор был увеличен несвоевременно. В результате рынок “сжался”, отсюда и просьбы повременить, отложить и так далее. Но, поскольку речь идет об огромных поступлениях в бюджет, от него вряд ли откажутся».
Ранее аналогичная просьба со стороны автопроизводителей уже была удовлетворена правительством. В частности, сроку уплаты утилизационного сбора за четвертый квартал 2022 года и за три первых квартала 2023 года переносились на декабрь этого года. Так что очередной отсрочки ждать также придется недолго.
Сергей Куликов