Зарубежные автомобильные концерны стали блокировать новинки, ввезенные в Россию после прекращения работы в стране. Машины «считают», что их угнали, и превращаются в «кирпич», на котором невозможно ездить. Новые препятствия со стороны зарубежных брендов стали очередной палкой в колеса автовладельцев, желающих передвигаться на машинах премиум-сегмента любой ценой. Новая реальность — в материале «Ленты.ру».
Владельцы автомобилей западных брендов, которые были выпущены в 2023 году и ввезены в Россию по неофициальным каналам, столкнулись с блокировкой техники. При подключении машин к несертифицированному диагностическому оборудованию в их электронике случается сбой, и пользоваться транспортом становится невозможно. Проблемы зафиксировали у техники BMW, Mercedes и Renault — об этом рассказали представители крупных дилерских центров и станций техобслуживания.
Так, с блокировкой столкнулся владелец BMW X3, который пригнал автомобиль из Европы. Во время первого обслуживания в СТО оборудование для диагностики выдало сбой, и на приборной панели машины загорелись значки всех возможных ошибок. Перезапуск двигателя проблему не решил, и автомобиль пришлось эвакуировать до ближайшего дилерского центра. Как выяснили эксперты, машина «подумала», что ее угнали, и заблокировалась самостоятельно. Работникам сервиса пришлось сбрасывать прошивку автомобиля до заводских настроек при помощи альтернативного программного обеспечения. Чтобы вернуть автомобилю работоспособность, потребовалось несколько часов.
Проблема иного характера возникла еще у одной пригнанной из Европы иномарки, BMW X5. Ее владелец пытался русифицировать интерфейс медиасистемы и приборной панели, чтобы пользоваться машиной на привычном ему языке. Однако в результате прошивки у автомобиля перестала включаться электроника. С приборной панели пропали спидометр, индикаторы остатка топлива и прочие показатели. Чтобы реанимировать автомобиль, его владельцу пришлось вернуться к немецкому интерфейсу.
Источники среди дилеров объяснили корень описанных проблем просто. С 2022 года западные автоконцерны стали прекращать поставки машин в Россию и отключать диагностическое оборудование и программное обеспечение из-за санкций. Сейчас технику брендов из недружественных стран завозят по неофициальным каналам, и прошивка автомобиля выдает ошибки при сверке кодов безопасности. Без официального программного обеспечения и оборудования автомобилю не удастся даже поменять тормозные колодки, уверены представители отрасли.
В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) опровергли информацию о блокировках автомобилей, ввезенных в Россию параллельным импортом. По словам представителя организации Веры Павловой, у официальных дилеров все необходимое оборудование сертифицировано. «Да, есть сложности после отключения обслуживания брендов недружественных стран, но с ними справились, и сейчас клиенты получают услуги в полной мере», — заявила она.
Однако помимо блокировок автомобилей, которые пытались прокачать российские кулибины, есть случаи, когда западные бренды отключили доступ к штатным установленным опциям — например, автозапуску. В этих случаях ничего поделать не удастся, однако вопрос можно решить установкой дополнительной сигнализации. Стоимость таких устройств находится в пределах 20 тысяч рублей. С их помощью можно управлять автомобилем и запускать двигатель для прогрева прямо со смартфона.
Одними из первых, кто отключил автомобили в России от своего ПО, стали немецкие премиум-бренды. В апреле водителей Mercedes уведомили о прекращении работы приложения me ID. Этот софт позволял владельцам машин, выпущенных после 2018 года, удаленно запускать двигатель, смотреть температуру, остаток топлива и другие параметры, а также помогал парковаться.
По словам источника в крупной сети СТО, некоторые концерны давно рассматривали идею внедрения в свои машины региональных ограничений и других способов защиты автомобилей от нелицензированного ввоза — в Европе такие ограничения официально разрешены. Часть производителей взяли за правило регулировать или ограничивать установку неоригинального дополнительного оборудования в своих машинах, добавила управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.
Базовый функционал у автомобилей не исчезнет, предположили эксперты, — в основном из-за боязни производителей за свою репутацию. Однако россияне остались без привычных элементов комфорта — например, возможности прогревать машину до выхода из дома. Со временем такие ограничения научатся обходить, что позволит разворачивать полный функционал автомобилей, но пока это либо невозможно, либо встает в копеечку.
Не так давно обойти блокировки сервисов автомобиля можно было при помощи дубликата ключа. Брелок регистрировали якобы для использования не в России: для моделей подешевле можно было использовать VPN-сервисы, а для премиум-моделей — выехать за пределы санкционной территории, перерегистрироваться в соседней стране и заказать местные ключи. Однако с апреля 2023-го ни заказать официально, ни сделать подпольно ключи для последних моделей невозможно.
После ограничения доступа к программному обеспечению зарубежных автоконцернов российским дилерам посоветовали скачивать файлы прошивки офлайн или подключаться к программе через IP-адреса других стран. По словам главного редактора журнала «За рулем» Максима Кадакова, ранее таким способом пользовались серые дилеры, но теперь его стоит взять на вооружение и всем остальным. Однако с таким методом есть проблемы — по мере обновления прошивок более старые версии обновления будут работать хуже.
В качестве альтернативы автоцентры могут обратиться напрямую в компании, которые разрабатывают программное обеспечение. Организации имеют доступ к базам данных Mercedes, BMW и прочих производителей, однако шанс на то, что они согласятся работать с российскими дилерами, невысок. Наконец, еще одна возможность провести техобслуживание автомобиля указанных брендов — сделать это в соседних странах.
Вице-президент рабочих групп Национального автомобильного союза Антон Шапарин заявил, что для выхода из сложившейся ситуации стоит «разрешить дилерским центрам и техцентрам использовать неофициальное, пиратское программное обеспечение для диагностики автомобилей». По его словам, объединение намерено выйти с этой инициативой к депутатам Госдумы.
На фоне роста цен на российские автомобили (новая Lada Vesta SW Cross в топовой комплектации будет стоить более 2 миллионов рублей) россияне не оставили надежды обзавестись иномаркой привычных брендов. Несмотря на неоднократное ужесточение санкций и запрет на ввоз техники, в Европе, США и Японии все еще можно достать автомобили с мотором объемом до 1,9 литра и стоимостью до 50 тысяч долларов или евро. Так, например, в июле 2023 года после запрета на поставки комплектующих импорт машин из Страны восходящего солнца вырос в полтора раза — с 21, 6 до 33,2 тысячи штук.
Сейчас подержанные автомобили в Россию ввозят из ОАЭ, Южной Кореи, Китая, Армении, Белоруссии и Киргизии. Также популярными странами поставки подержанных авто в Россию являются Армения, Белоруссия, Киргизия и Грузия: автомобили туда поступают из недружественных стран, а после перегоняются на территорию РФ, даже несмотря на попытки стран Запада ограничить реэкспорт. При этом даже после решения некоторых стран запретить последующую продажу автомобилей в Россию участники рынка заявили, что это не помешает поставкам — просто усложнит схему.
Привезти автомобиль из-за рубежа можно самостоятельно либо обратиться за помощью в специализированные компании, которые не только помогут с покупкой, но и оформят доставку и таможенную очистку — чтобы получить машину с документами. Однако стоит учесть, что в финальную сумму помимо стоимости автомобиля и услуг по доставке и посредников войдут также таможенная пошлина, утилизационный сбор, акциз (до 1464 рублей за лошадиную силу), сбор за таможенное оформление (от 775 рублей до 30 тысяч рублей), оплата установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (от 20 до 100 тысяч рублей), а также услуги таможенного брокера.
Несмотря на то что автомобили ушедших брендов продолжают поступать в Россию по различным каналам, покупать их становится все проблематичнее. По инициативе «АвтоВАЗа» и «КАМАЗа», которые пожаловались на невозможность конкурировать с зарубежными производителями даже после прекращения их работы в стране, в России подняли ставку утилизационного сбора.
Утилизационный сбор ввели в России в 2012 году для компенсации расходов на дальнейшую утилизацию автомобиля. Он собирается как с новых, так и с подержанных транспортных средств, вводимых в эксплуатацию на территории России, но местным производителям его впоследствии компенсируют. В конечном счете механизм работает в качестве меры поддержки российского автопрома, объясняют власти.
Автодилеры предупредили еще в августе, что после повышения утилизационного сбора автомобили вырастут в цене минимум на 10 процентов. При более негативном раскладе стоимость транспорта может подняться почти на треть, заявил директор направления автомобилей с пробегом автомобильного маркетплейса FRESH Максим Солодовник. Из-за удорожания машин и роста стоимости автокредита продажи в отрасли упадут на шесть-десять процентов.
Высокие цены из-за роста утильсбора, сложности с покупкой и получением, а теперь и возможность приобрести недвижимый кирпич вместо автомобиля все еще не пугают российских автолюбителей, которые хотят приобщиться к западному автопрому любой ценой. И пусть эксперты советуют не переживать насчет апокалиптичных сценариев, в которых производитель может удаленно заблокировать тормоза, и полагают, что дилеры и сервисные работники сумеют приспособиться к любым ограничениям, российский авторынок точно не будет прежним. Значит ли это, что россиянам придется расстаться с мечтой передвигаться на продукции немецкого или японского автопрома и пересесть на «китайцев» (тем более, что даже значительная часть отечественных брендов стала выпускать перелицованные автомобили из КНР), станет ясно позднее.