О планах строительства 39-километровой новой трассы в Подмосковье «Ъ» рассказали в региональном минтрансе. «Восточная хорда — это перспективная дорога, которая в будущем соединит Ярославское шоссе и трассу М-12, — отметили в ведомстве.— Она пройдет через городские округа Ивантеевка, Фрязино, Богородский, Лосино-Петровский, Щелково. Основная ее цель — улучшение транспортной доступности вышеперечисленных городских округов, а также хордовых связей между вылетными магистралями».
Технические параметры проекта пока не обнародованы, проектно-сметная документация еще не готова.
«Рассматриваются разные варианты реализации объекта, в том числе с привлечением внебюджетных источников, — сообщили в подмосковном минтрансе.— В настоящее время заинтересованные инвесторы отсутствуют. Оценка стоимости строительства дороги не проводилась, сроки строительства не определены».
Ранее были известны лишь отдельные детали проекта. Так, на одном из видеосюжетов, выложенных в соцсеть губернатором Московской области Андреем Воробьевым летом 2022 года, в кадр попала карта, где был отмечен примерный маршрут Восточной хорды. В декабре 2022 года Мособлархитектура распорядилась готовить планировки территории для строительства дороги Тарасовка—Ивантеевка, которая, судя по всему, является одним из этапов хорды.
«В северо-восточном секторе ближнего Подмосковья расположена крупная агломерация Мытищи—Королев—Ивантеевка—Щелково—Фрязино, а транспортных связей недостаточно, — поясняет необходимость прокладки дороги член Общественного совета при областном минтрансе Андрей Мухортиков.— Существующие дороги шириной по две полосы проходят по жилым массивам. Строительство новой дороги в перспективе создаст удобный транзитный коридор от Ярославского шоссе до М-7 “Волга”, позволив вывести часть транзита с жилых улиц».
Основными рисками на этапе строительства эксперт называет прохождение трассы в зоне достаточно плотной жилой застройки и необходимость выкупа из-за этого большого количества земельных участков.
«Московская область имеет значительный опыт реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства, — говорит исполнительный директор Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов Вадим Калинин.— Однако при действующей ключевой ставке экономика проекта становится непривлекательной для инвесторов. Необходимо создавать условия для инвесторов, в том числе при помощи механизма субсидирования процентной ставки по кредитам. Наиболее оптимальной в текущих условиях можно считать льготную ставку в размере около 5% годовых для реализации крупных транспортных проектов».
«Хорошо проработанные проекты, как показывает практика, востребованы у инвесторов даже в непростых экономических условиях», — полагает заведующий лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС Юрий Пономарев. Он приводит в пример выпуск правительством Москвы зеленых инфраструктурных облигаций в 2021 году: привлеченные средства власти использовали для финансирования строительства Большой кольцевой линии метро и закупки электробусов. Наибольшие шансы на реализацию по концессии с эксплуатацией на платной основе как раз у крупных дорожных проектов, добавляет Андрей Мухортиков, но главная проблема в долгом сроке окупаемости вложений — от 15 лет и выше.
За пределами МКАД, на территории Московской области и Москвы, реализуется несколько крупных автодорожных объектов. Столичные власти возводят трассу Солнцево—Бутово—Варшавское шоссе (частично уже готова, а в 2026 году будет достроена), которая перетекает в областную платную Южно-Лыткаринскую автодорогу (запуск обещан в 2025 году). Подмосковье также возводит платную Мытищинскую хорду (ее должны открыть в 2024 году и соединят с будущей Восточной хордой). Параллельно регион готовит проект платного дублера Егорьевского шоссе: в минтрансе области «Ъ» рассказали, что в 2024 году начнется изъятие земельных участков, строительство завершится в 2028 году. Росавтодор строит на М-5 обходы Октябрьского, Ульянино и Непецино (завершение в 2024 году) и переводит из двухполосного в четырехполосный формат «большую бетонку» А-108. Госкомпания «Автодор» строит развязку ЦКАД с Можайским шоссе в районе Малых Вязем (2024 год) и готовит к дальнейшему расширению трассу М-1.
Иван Буранов