Треть российских дорог разметят с помощью отходов стекла

Треть российских дорог, почти 600 тысяч км, могут получить разметку, в которой используются отходы стекла. Об этом сообщает пресс-служба Российского экологического оператора

«Для хорошей видимости разметки ночью, в том числе во время дождя, используется материал микростеклошариков. Благодаря ему свет от фар отражается от разметки. Кроме того, если обычная горизонтальная разметка ночью не видна без мощного уличного освещения, то присутствие МСШ на поверхности разметки обеспечивают ее видимость. Производится МСШ из стеклобоя либо из стекломассы. По данным экспертов, общая протяженность автомобильных дорог в РФ на 2021 год составила 1 566,145 тысячи км. Из указанной протяженности дороги федерального значения составляют 63,699 тысячи км, а регионального — 503,356 тысячи км. Таким образом почти 600 тысяч км дорог могут получить разметку с применением отходов стекла», — отметил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.

Как отмечают в пресс-службе РЭО, в первом случае стеклобой подвергается дроблению, далее дробленое стекло проходит стадии фракционирования (выделение фракций определенного гранулометрического состава). За ней следует стадия формования, в процессе которой при температуре, близкой к 1000 градусами по Цельсию, происходит оплавление частиц стеклобоя и превращение их в сферы. И на финальной стадии процесса производится обработка поверхности МСШ специальными растворами кремнийорганических соединений для придания адгезионных, водоотталкивающих, флотационных свойств.

В настоящее время в России работают четыре завода по производству МСШ — это компании «Дорстекло» (Владимирская область), «Донроад» (Воронежская область), «Микросфера» (Брянская область) и «Стим-2» (Смоленская область).

«Для производства МСШ используется стеклобой листового стекла (ГОСТ 111−2001) или готовится стекломасса аналогичного состава с коэффициентом преломления стекла не ниже 1,5. Разметка с применением МСШ обязательна для всех федеральных дорог и большей части региональных», — сказал директор по устойчивому развитию РЭО Игорь Забралов.

Светлана Задера

Комментарий

Разметка — самый эффективный способ снижения количества ДТП и травматизма на дорогах, отмечает председатель Комитета по вопросам устойчивого развития промышленности стройматериалов Национального объединения производителей стройматериалов и стройиндустрии (НОПСМ), член Консультативного комитета ООН по устойчивому развитию транспортной инфраструктуры Станислав Мамулат. Все, что связано с разметкой, спасает жизни, здоровье, автомобили, экономит деньги. Стеклошарики применяются в разметке уже около двадцати лет, особенно на крупных трассах. Когда свет фары автомобиля падает на такой шарик, он отражает и рассеивает свет и не только делает разметку заметнее, но и повышает освещенность трассы в целом, становится лучше видно на ней человека, яму на дороге и пр. Иногда такие шарики наносят еще и на боковые барьерные ограждения, столбики.

Ранее подавляющее большинство стеклошариков были импортного производства и с очень приличной ценой, отмечает Мамулат: по 100−150 тыс.руб. за тонну. Очень важно, что сейчас их производство начинается в России. А если их будут делать из вторичного стекла, это еще более оправданно. Это не ресайклинг, когда материалы применяются повторно, а даже апсайклинг — когда благодаря высокотехнологичной переработке увеличивается полезность и стоимость продукта.

В транспортном строительстве используется большое количество вторичных материалов. Еще один пример апсайклинга — высококачественный геотекстиль: полотно, которое изготавливают из переработанных пластиковых бутылок. Его укладывают при строительстве дорог на слабых грунтах, в болотах. Нередко вторично используется асфальт, срезанный с дороги, для укрепления оснований дорог используют золу и шлаки с металлургических производств и электростанций. Сейчас, при больших объемах дорожного строительства, напряженная ситуация с природными минеральными материалами — щебнем, песком и гравием, их приходится далеко возить, есть проблемы с вагонами. А использование зол, шлаков, шламов позволяет использовать и укреплять местный грунт.

В рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» все активнее вовлекаются в переработку и отходы строительства — щебень из дробленого бетона снесенных зданий может быть применен практически в полном объеме, как и металлическая арматура, кирпич и стекло, говорит исполнительный директор НОПСМ, секретарь Комиссии по стройматериалам Общественного совета при Минстрое Антон Солон.

Подготовила Марина Трубилина